Валерий Карпин если и вызывает зенитовцев в сборную, то дает им минимум игрового времени. В 2023 году (матчи с молодежкой Египта опустим) 100 минут у него сыграл защитник Вячеслав Караваев, 30 минут уже упомянутый Мостовой и 24 минуты форвард Иван Сергеев. У полузащитника Далера Кузяева в пяти встречах в общей сложности 300 минут, но только 110 из них он находился на поле как зенитовец до перехода в «Гавр».
Таким образом, нехитрые подсчеты показывают, что у зенитовцев в семи встречах суммарно только 264 минуты. Примерно столько же на всех, как у одного форварда «Спартака» Александра Соболева или другого спартаковца Даниила Хлусевича, и заметно меньше, чем у полузащитника «Ростова» Данилы Глебова. Так почему же Карпин предпочитает вызывать на сборы и выпускать на поле футболистов «Ростова», «Спартака», «Локомотива», но никак не «Зенита»?
Сам Карпин предвзятое отношение к зенитовцам отрицает. «Расстраивает, что в сборной только два зенитовца? Что с этим делать? Это надо спросить у флагмана нашего футбола. Там играет мало россиян. Видимо, проигрывают конкуренцию. Вопрос не ко мне», — заявил он на днях. При этом в дискуссию не погнушался вступить генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов, ранее работавший в «Зените». Митрофанов подчеркнул, что решение, кого вызывать, а кого — нет, — за главным тренером, но добавилпо формальным признакам столь малое представительство зенитовцев в сборной России выглядит «как‑то нелогично». Мол, стабильно высокое положение в турнирной таблице должно отражаться и на вызове игроков.
Так кто же прав? Надо признать, в словах Карпина, как ни крути, есть логика. Российские футболисты (бразильца Клаудиньо с его российским паспортом мы в этот список не включаем, так как он пока не имеет права играть за сборную) за первый круг суммарно отыграли за «Зенит» 4725 минут. И это еще с учетом обрусевшего бразильца Марио Фернандеса, официально завершившего карьеру в нашей сборной. Всего же за 15 туров футболисты «Зенита» общими усилиями наиграли 13 500 минут, а значит, россияне проводят на поле лишь около трети времени, все остальное — легионеры.
При этом индивидуальные показатели по минутам на поле и вовсе показывают очень серьезный перекос в сторону иностранцев. Так, в чемпионате страны-2023/24 по игровому времени шесть лидирующих позиций занимают иностранцы — бразилец Дуглас Сантос, колумбиец Вильмар Барриос, бразилец Клаудиньо, серб Страхиня Эракович, колумбиец Матео Кассьерра и бразилец Вендел.
Только затем следует с 990 минутами голкипер Михаил Кержаков, а самый востребованный главным тренером «Зенита» из российских полевых игроков защитник Вячеслав Караваев (880 минут) только девятый. У Ивана Сергеева в активе 781 минута, у защитника Данила Кругового — 273 минуты, вратаря Дениса Адамова — 270, полузащитника Александра Ерохина — 241, полузащитника Андрея Мостового — 195, у остальных, включая полузащитников Дмитрия Васильева и Алексея Сутормина и защитника Дмитрия Чистякова, — еще меньше.
Негусто, но тем не менее выбор из числа зенитовцев у Карпина все же есть, ведь многие получают игровую практику в Кубке России, а пробиться в основу на матче РПЛ им, объективно, сложнее из‑за большей конкуренции за место в составе. Да и вызванные из других клубов российские игроки в своих клубах играют либо нерегулярно, либо не так и уверенно. К примеру, Круговой на позиции левого защитника выглядит не слабее спартаковца Хлусевича, просто в «Зените» ему приходится конкурировать с Дугласом Сантосом. К тому же Данил довольно молод (25 лет) и перспективен, однако в сборной Карпина он пока сыграл только разок — в прошлом году в товарищеском матче с Киргизией.
Сам Данил на днях заявил, что очень хотел сыграть с Кубой и связал свое отсутствие в сборной с нехваткой игровой практики, а также с тем, что у него недавно родился ребенок. Мол, слышал, что Карпин якобы не вызывает игроков, у которых недавно родились дети, поскольку это мешает концентрации. Хотя сам Валерий Георгиевич «детскую» версию Данила опроверг. Как бы то ни было, Круговой сборной не помешал бы. Как и Караваев, и, возможно, Кержаков — голкипер-ветеран съездил в расположение национальной команды в сентябре, но на поле не выходил. Сам Михаил в шутку говорил, что его не вызывают из‑за низкой загруженности в матчах «Зенита», и обещал провести работу с защитниками, чтобы больше давали соперникам бить по воротам.
Пожалуй, этой троицей плюс Сергеевым с Мостовым в качестве реальных претендентов на вызов в сборную от «Зенита» можно и ограничиться. А Иван с Андреем, безусловно, достойны большего игрового времени. К тому же Сергеев в пяти последних матчах РПЛ забил два гола и сделал две результативные передачи, однако Карпин предпочел в матче с Кубой дать порезвиться сперва армейцу Федору Чалову, а затем спартаковцу Соболеву. Так что зенитовцы и в нынешней ситуации вполне могли бы играть в сборной Карпина более заметную роль. С другой стороны, и Семак вполне мог бы давать им времени на поле больше, чем сейчас.