И вот, вы решили начать рисовать. В детстве, возможно, вас это заинтересовало, вы много рисовали, получали похвалу от взрослых и нынче решили, что все, я - художник, я хочу рисовать.
Вы - новичок. Тьма информации вокруг, кто-то рисует в стиле аниме, кто-то рисует в гиперреализме, и вот хочется тоже быть столько классным и крутыми, но у вас нет базы.
В этой статье я отвечу на вопросы: с чего лучше начать рисовать; какие есть пропорции человека, а также упомяну про индивидуальность каждого из вида homo sapiens sapiens.
В статье я буду использовать слова или словосочетания, которые либо есть в терминах художников (постараюсь в скобках объяснить значение), либо мои варианты названия чего-то (будет указано, что это моих рук дело).
---------------------------------------------------------------
С чего лучше начать рисование?
В художественных школах обучение рисованию начинают с линий, геометрии и форм, а также рисуют их в перспективе. Многие новички-самоучки предпочитают пропускать этот этап, ведь желание творить терзает изнутри, так и рвется создать шедевр мирового искусства! Но ведь не просто так же учат рисовать кубики, шарики, цилиндры?
Оказывается, что это все продумано.
Посмотрите на человека, которого многие так любят рисовать. Голова - круг, можно даже сказать овал (иногда даже квадрат, прямоугольник, сердце... Зависит от формы лица), шея - прямоугольник, туловище можно разделить на прямоугольную грудную клетку, трапеция - тазовая часть, а область живота/талии, словно соединительный шар. Можно взять куклу и увидеть у нее эти шары, соединяющие две детали.
И вот, наш прекрасный хомо сапиенс сапиенс превратился в геометрическую систему, схему (буду так это называть).
Таким образом можно разобрать и лицо человека: глаза (точнее, глазное яблоко) - шар, веки превращают глаз в овал, брови можно разделить на 2-3 сектора, один из которых - треугольник, а остальные - четырёхугольники. Переносица (основание носа у бровей) - трапеция, сам нос можно разложить по-разному: прямоугольник + три шара; нечто похожее на ромб, но больше похожее на два треугольника; прямоугольник + треугольник и так далее. Губы очень часто разбирают как 2-4 шара, бывает, что на верхней губе шар-треугольник-шар. Подбородок, щеки, лоб - круги, не всегда идеально ровные.
Детское лицо отличается от взрослого, взрослое мужское лица отличается от взрослого женского.
Геометрическая схема лица может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Помимо геометрии, есть пропорции человеческого тела и лица.
По стандартам: кончик уха находится на воображаемой линии бровей, мочка уха же находится на линии кончика носа. От внешнего угла глаз можно провести прямые через крылья носа и они пересекутся на ямочке над верхней губой. Уголки губ могут находиться ровно под зрачками (если лицо расположено анфас (повернуто к смотрящему), человек улыбается и не смотрит на нос :) ). Глаза находятся на расстоянии, равном их длине.
Но, опять же, как и геометрическая схема, пропорции могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей, изюминок человека, а также в зависимости от расы: у африканцев будут большие нос и губы, ведь организм приспособлен к жаркому климату, а у азиатов узкие глаза для того, чтобы им было проще переживать пылевые бури, часто происходящие в их широтах.
Пропорции тела, как и лица, меняются в зависимости от человека.
В основном, в человека можно поместить 6-8 голов (картинка ниже) и ориентироваться по этим головам (где будет грудь, где пупок, где колени и так далее). По "научным" стандартам, во взрослом человеке в высоту помещается 7,5 голов, а в ширину 2. У детей количество голов зависит от возраста.
Еще любимые мои пропорции: локоть начинается на уровне пупка, запястье на уровне бёдер, запястье одинаковой длины со ступней, а ладонь размером с отрезка на лице, проведенном от подбородка до бровей (ниже будет картинка для лучшего восприятия).
Рассмотрим на примере женщин разные типы фигур:
Песочные часы - плечи и бедра находятся на одной прямой, ярко выражена талия. (Бедра=плечи > талия)
Треугольник - широкие плечи, узкие бедра (бедра < плечи)
Прямоугольник - все на одной линии. (Бедра=плечи=талия)
Яблоко (круг) - отсуствие талии, зачастую живот. (Бедра=плеси < талия)
Груша (перевернутый треугольник) - пышные выделяющиеся бедра. (Бедра > плечи)
Есть другое разделение на фигуры, а точнее типы телосложения. Я его встретила в книге Джованни Чиварди "Рисование фигуры человека. Полное руководство": эндоморф, мезоморф и эктоморф. Другое название (в той же последовательности): гиперстеник, нормостеник и астеник.
В описание телосложения буду цитировать Чиварди:
Эндоморф/гиперстеник - "склонный к полноте, с узкой грудной клеткой, выступающим животом, круглым лицом и короткими конечностями. Запястья и лодыжки часто тонкие."
Мезоморф/нормостеник - "телосложение скорее мускулистое. У выраженного мезоморфа квадратная, крупная голова, широкие грудь и плечи с развитой мускулатурой. Количество подкожного жира минимальное, мышечная масса наращивается быстро, выглядит крепким и мускулистым."
Эктоморф/астеник - "телосложение ближе к худощавому. У выраженных эктоморфов тонкое и часто маленькое лицо, высокий лоб, как правило, скошенный подбородок, узкая грудная клетка, довольно длинные и тонкие конечности, мало подкожного жира и мышц. Вес набирается с трудом".
Кстати, в той же книге, автор показал еще вариант, как можно сделать набросок человека: череп, позвоночник, грудная клетка, таз и конечности рук и ног. Он пишет, что скелет задает форму, пропроции и силуэт человека.
И, напоследок, вернусь к формам лица, о которых упоминула перед расами. Если вбить в поиск, то будет множество картинок с 4-9 типами лица. Здесь я рассмотрю 6 из них:
• Овал. Лицо немного сужается, лоб немного шире подбородка, возможно, выступают скулы.
• Квадрат. Квадратная нижняя часть (челюсть); лоб, скулы и подбородок практически равны по ширине.
• Круг. Ширина лица равна его длине.
• Сердце. Лоб по ширине одинаковый со скулами, но они шире подбородка. Подбородок может быть острым, так как к нему идет сужение.
• Вытянутое/продолговатое/прямоугольник. Лоб, скулы и подбородок одной ширины, но лицо очень длинное.
• Ромб. Самая широкая часть лица - виски или скулы. Лоб невысокий, узкий, к нему и к подбородку лицо словно сужается.
Подведем итоги.
1. Лучше всего начать с рисования геометрических фигур.
2. Человека можно упростить до геометрических фигур (как и тело, так и лицо).
3. Построение лица и тела меняются в зависимости от пола, расы, возраста, индивидуальных черт.
4. В человеке можно поместить разное количество голов, в зависимости от возраста. Например, у взрослых людей по "научным стандартам" 7,5 голов в высоту и 2 в ширину.
5. Есть пять типов фигур, в пределах которых могут меняться пропорции отдельного человека: песочные часы, прямоугольник, треугольник, яблоко (круг) и груша (перевернутый треугольник).
6. Помимо типов фигур, есть еще три типа телосложения: эктоморф (астеник), мезоморф (нормостеник) и эндоморф (гиперстеник).
7. Есть множество форм лиц, но основные из них: сердце, овал, круг, ромб, прямоугольник и квадрат. В пределах формы лица также могут меняться пропорции.
----------------------------------------------
Напишите в комментариях, если нужна еще информация и на какую тему.
Спасибо за внимание.
#рисование #малинарисует #новичкам #какрисоватьчеловека #какрисовать