Найти тему
Шагающий экскаватор

Филип Дик, «Лабиринт смерти» («Гибельный тупик»)

Страниц: 300

Оценка: 8/10

Первое издание: 1968 г.

Увлекательность: 8/10

Прописанность героев: 8/10

Сюжет: 8/10

Глубина: 8/10

Эмоции: 8/10

Идея: 8/10

Я очень долго не могла взяться за написание этого текста, хоть и прочитала повесть довольно быстро. Потом я перечитала повесть. И всё равно написать о «Лабиринте смерти» у меня не выходило. Поэтому я уже плюнула и буду писать как получится, а заодно рассказать, почему у меня возникли такие трудности. 

Итак. Сюжет у нас таков: автор рисует нам мир будущего, в котором при этом есть религия, которая работает. То есть действительно: отправляешь молитву — её исполняют, люди периодически встречают проявления бога вживую. Нарисовав эту картину, писатель переходит к нашим героям. Их 14: раньше они не были знакомы, и вместе они оказались на планете Дельмак-0, прилетев туда на одноразовых звездолётах, и теперь ждут, пока им огласят цель этой экспедиции.

И здесь они начинают понимать, что что-то на Дельмаке-0 нечисто. Не работает связь, начинают происходить убийства. Люди начинают разбираться, что же тут происходит и кто открыл на них охоту, но чем дальше — тем больше они запутываются. Они не понимают, где находятся, зачем они здесь оказались, что их связывает. Вопросов больше, чем ответы. И они продолжают умирать в промышленных масштабах. 

Мне понравился финал повести. Он неожиданный и вместе с тем забавный. Однако я не поняла, что хотел сказать автор, и из-за этого перечитывала книгу. У Филипа Дика всегда есть интересный подтекст, есть слои смыслов, он никогда не бьёт в лоб. А тут я не могу найти это пасхальное яйцо, в котором прячется начинка этого произведения.

Поэтому у меня такие предположения: либо автор решил просто отдохнуть и не фаршировать произведение подтекстами, либо Филип Дик размышлял над религией. В контексте того, что это всегда искусственный конструкт, придуманный людьми, чтобы оправдать слабость, наделить себя надеждой или объяснить неизвестное. 

(Может быть спойлером) А, может быть, писатель изобразил многослойный сон — как мы видели в «Начале». Тогда, получается, нет никаких глубоких смыслов, а весь изюм в том, что герои не смогут различить сон и реальность?

Так или иначе, «Лабиринт смерти» мне вполне понравился. В процессе чтения я получала удовольствие: очень уж мне по душе стиль повествования Дика. Однако, когда пришёл час расплаты (написания этого текста), мне пришлось несладко. Вполне вероятно, что через какое-то время я перечитаю повесть вновь, чтобы попытаться разгадать тайну смыслов.