Заметки Коли Буина о текущих выставках ГРАУНД Солянки.
Земледелие и время в инсталляции Марины Алексеевой «Во все глаза»
В ГРАУНД Солянке открылся новый выставочный цикл. Фиолетовый свет расположенной на минус первом этаже работы петербургской художницы Марины Алексеевой «Во все глаза» притягивает взгляд уже с лестничной площадки первого этажа. И это не для привлечения внимания, это необходимость — в залитом светом большом коробе прорастают семена травы. Трава должна пройти полный цикл роста. Как только она пожелтеет, работники галереи посеют ее заново. Но есть и постоянные элементы в этой инсталляции — среди растущей травы на маленьких деревянных палочках торчит множество глаз.
В своей земледельческой инсталляции «Во все глаза» Марина Алексеева схватывает то, что впечатывалось в нашу культуру или если хотите, в коллективное бессознательное, с давних времен. Французский философ Башляр писал: «Структура подсознания человека такова, что она в сфере художественного воображения постоянно воспроизводит архетипические образы». Глаз в культуре один из самых распространенных символов, однако трактовки его разнятся — это и бдительность, и ясновидение, и всеведение. В иудейской традиции всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных культурах солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба). В архаическом представлении солнце — это добрый глаз, а луна глаз — злой. В античности глаз представляет собой и разум, и власть (Око Зевса).
Не только в этой, но и в предыдущих своих работах художница особое внимания уделяет глазу и зрению. Серия «коробочек» (выставка Lifebox) выстроена вокруг акта подглядывания и усиленного фокусирования на мелких предметах внутри бокса. Глаза этой инсталляции направлены на глаза зрителя. Художница будто переворачивает отношения пары «зритель – произведение» и говорит нам: «Ребята, я за вами понаблюдаю и из этого что-то вырастет».
Тема зрения у Марины Алексеевой пересекается с темой прорастания. Само слово «культура» означает «возделывание». Работа на земле всегда имела не только практический аспект, но и символический. В христианской традиции возделывание земли переплетено с «возделыванием души». В добиблейскую эпоху культ земледельческого труда был основой сложной картины мира архаичного человека. Закрывая базовые потребности в пропитании, люди относились к окружающему миру со всем вниманием и понимали, что урожай зависит от взаимодействия космологической пары «небо-земля». Работая на земле, человек живет в определенном ритме. У земледельца есть особое ощущение времени и пространства. Как мы понимаем, что пора на работу? Очевидно, смотрим на часы, вздрагиваем от мелодии будильника. В то время как человек аграрной культуры калибрует свое время, к примеру, по первым всходам ржи или по готовым для сбора плодам.
Инсталляция «Во все глаза» будто переносит нас в другую жизнь, в архаичный ритм — отслеживая постоянно изменяющуюся форму живой зелени, можно понять, на каком этапе аграрного цикла находится произведение Алексеевой. Да и сама фигура художника по своей сути аграрная — по задумке Марины Алексеевой миниатюрные произведения с нарисованными глазами только зародыши будущих картин, их ростки.
Выставка-сближение «Контактный зоопарк»
На втором этаже ГРАУНД Солянки проходит выставка-сближение «Контактный зоопарк».
Когда впервые сталкиваешься с этой инсталляцией, составленной из множества деревянных скульптур и карандашных изображений животных, не возникает мысли о том, что в зале представлены работы сразу нескольких художников. Магия сближения честной и наивной графики Юлии Картошкиной и кинематографичной скульптуры Сергея Судакова заключена в кураторском решении Кати Бочавар. Бочавар создает зрительную связь между работами двух художников и по-режиссерски программирует объекты в пространстве, предлагая различные варианты прочтения. Это неслучайно — в творческой биографии Кати Бочавар перформативным и театрализованным действиям отводится значимое место.
В отличии от классического для галерей современного искусства «белого куба», архитектура выставочных пространств ГРАУНД Солянки имеет свой «голос». Светлый полукруглый эркер с большими окнами и белыми стенами становится сценой для сюжета «Контактного зоопарка». Деревянные скульптуры детей Сергея Судакова из серии «Страница» в этом пространстве выглядят иррационально, будто их перенесли из заброшенного пионерлагеря. Сергей создавал свои скульптуры с очень своеобразной натуры — дореволюционных фотографий, но «деревянные дети» так и норовят ускользнуть от исторического сковывания. «Я как визуал рассматривал фотографии царских времен. А получилось, что они напоминают советские, но я к этому не имею отношения», — говорит художник. Карандашные животные Юлии Картошкиной поддерживают накал иррационального в выставке. Образы животных, созданные художницей, это не реальные анатомически достоверные звери, а скорее переживания, оставшиеся после встречи с осликами, гусями, курицами и барашками. «Я люблю животных, они очень добрые, преданные. С животными общаться легче, чем с людьми. Они никогда не сделают больно душе», — рассказывает Картошкина.
Сближение не останавливается только на визуальном — к официальному дуэту выставки и коллективной памяти образов добавляется гул пионерского лагеря — звуковая составляющая саунд-артиста Олега Макарова. Детский галдеж в звуковом оформлении, предвкушение праздника в скульптуре и первые впечатления от окружающей действительности, переданные в графике, — эмоциональные точки, выстраивающие перед зрителем миф о безвозвратно ушедшем времени.
Выставки «Во все глаза» и «Контактный зоопарк» идут до 14 декабря включительно.