Среди читателей возник вопрос, чем вызван интерес автора к вещному праву. Полагаю что автор внес свой скромный вклад в развитие вещно-правовой мысли.
В диссертации автора настоящей публикации изложен тезис, согласно которому электрическая энергия не является вещью и не может быть признана объектом права собственности. "Относительно суждений о том, что энергия признается или является вещью - объектом права собственности, замечается (в диссертации), что на энергию невозможно распространить режим права собственности на индивидуально-определенную вещь", - сказано в автореферате диссертации (Нестолий Вячеслав Геннадьевич. Гражданско-правовые формы снабжения электроэнергии по российскому законодательству : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12. 00. 03 / В. Г. Нестолий. - Иркутск, 2011. С. 11). И, далее: "Вопреки мнению оппонентов, отрицание за энергией способности выступать в качестве объекта права собственности не приводит к отрицанию товарного характера снабжения энергией" (Там же. С. 11).
Оппоненты выступили с критикой нашего утверждения, причем критика "в сухом остатке" сводилось к отрицанию нашего тезиса. "Утверждение о автора о том, что энергия не является и не может являться вещью - всего лишь постулат", - было сказано в одном из отзывов на автореферат диссертации. Позднее один из известнейших процессуалистов заявил, что тезис автора: "Энергия не является вещью, ибо энергию нельзя истребовать виндикационным иском", ничем не подтверждается. Относительно последнего скажем, что процессуалисту были неизвестны кодексы, в которых право собственности характеризуется как владение, пользование и распоряжение вещью с возможностью восстановления владения посредством виндикационного иска.
Другими словами, если лицо не обладает правом на предъявление виндикационного иска и /или правом на удовлетворение виндикационного иска, то данное лицо не является собственником, право собственности ему не принадлежит. Если гражданин или организация оплатили электроэнергию, то право собственности на приобретенную электроэнергию им не принадлежит, поскольку им не принадлежит право на виндикацию электроэнергии. Известные всем лица, оплатившие электроэнергию, могут электроэнергией распоряжаться, но собственниками оплаченной электроэнергии не являются.
Но этот тезис о невозможности виндикации заслуживает отдельного и спокойного обсуждения. Что касается постулата, то постулатом именуется положение, которого придерживаются, но от которого при необходимости можно и отказаться. Постулат отличается от аксиомы, которая не доказывается, но отказаться от которой невозможно в рамках существующей логики.
Сейчас остановимся на суждении о том, что энергия может быть признана вещью и, следовательно, быть объектом права собственности, поскольку известны примеры признания вещами нематериальных объектов, например, сервитутов, результатов творческой деятельности и объектов промышленной собственности (фирменных наименований, товарных знаков и др.), а также денежных средств.
Действительно, это так. Ведь денежные средства могут быть истребованы виндикационными исками. Известные правовые системы в которых такие иски в отношении денежных средств допускаются. Результаты творческой деятельности признавались вещами и объектам вещного права в русской цивилистике.
Однако гипотетически вполне мыслим арест денежных средств и результатов творческой деятельности, последние могут быть реализованы на аукционах (возмездная уступка имущественных прав, принадлежащих издательствам -должникам). Но подвергнуть аресту энергию невозможно, поскольку энергия есть результат непрерывной работы генерирующих станций. Если генератор и /или передающая сеть прекращают свою работу, то энергия исчезает.
Иногда в литературе и на практике говорят об аресте энергии. Но в действительности, речь идет об аресте требования денежных средств за потребляемую и уже потребленную энергию с последующим обращениим взыскания на данное требование. Обращение взыскания осуществляется либо посредством передачи требования взыскателю, либо посредством его продажи на аукционе.
Для сравнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на имущественное право должника (хозяйственного общества) - право получения денежных средств по агентскому договору, поступающих от населения за услуги, предоставляемые должником, в части содержания и ремонта многоквартирных жилых домов.
Кассационный суд общей юрисдикции подчеркнул в своем Кассационном определении: "Обращение взыскания на имущественные права должника в рамках исполнительного производства является эффективным инструментом взыскания задолженности" (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 г. № 88а-19557/2023).
Вместо заключения. После защиты диссертации, совпадение или нет, исчезло упоминание в нормативных правовых актах о праве собственности на электроэнергию. Современные нормативные правовые акты говорят о праве собственности на объекты электроэнергетики, в частности на энергопринимающие устройства, но не на электроэнергию. Негодование относительно наших тезисов было вызвано, скорее всего, интересами энергосбытовых компаний, которые стремились, чтобы о них сложилось впечатление как о "собственниках" электрической энергии.