Найти тему
Лавандовый волк

Был “Мюръ и Мерилизъ”, стал ЦУМ

«Мюръ и Мерилизъ» (ныне ЦУМ) — российский торговый дом (1857—1922). Также называли его флагманский торговый центр в Москве на Петровке. Основали фирму «Мюр и Мерилиз» шотландцы Арчибальд Мерилиз и его шурин Эндрю Мюр. Оригинальное здание не сохранилось после пожара 1900 года. Сейчас мы можем наблюдать перестроенное в 1908 году по проекту Р. И. Клейна. 

Торговый дом был очень популярен.

После 1908 года
После 1908 года

Это был первый в России торговый центр для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов питания. В 1892 году «Мюръ и Мерилизъ» открыл новый центр в самом начале Петровки, вблизи других дорогих магазинов на Кузнецком мосту и неподалеку от шикарного Пассажа. Московский магазин «Мюръ и Мерилизъ» был известен по всей России: магазин бесплатно рассылал каталоги и любой житель страны мог заказать товар по почте. Для западноевропейской части империи доставка была совершенно бесплатна.

Фотография до 1900 года
Фотография до 1900 года

Фотография до 1900 года, на ней мы можем видеть (справа) первозданный вид «Мюра» или «Мерилиза». Называли в народе торговый дом и так, и так.

Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216), каракулевой чёрной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров. 〈…〉 Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлёт еще и фуражку.

— писал Антон Павлович Чехов из Ялты.

А мне удалось найти эти головные уборы в том самом каталоге.

А. П. Чехов отдал предпочтение номеру 216
А. П. Чехов отдал предпочтение номеру 216

А выглядел сам каталог таким образом.

Рождественские традиции во второй половине XIX века создавались предпринимателями.
Рождественские традиции во второй половине XIX века создавались предпринимателями.

После революции 1917 года все фабрики в Москве подверглись национализации и стали принадлежать государству, что повлекло за собой смену названия предприятий. Так известный «Мюр и Мерилиз» в марте 1922 года стал Мосторгом, а в В 1933 году универмаг получил свое нынешнее название — ЦУМ (Центральный универсальный магазин).

Москвичи еще долго помнили старое название универмага — «Мюр и Мерилиз» — и часто употребляли его в разговоре: 

«…Вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи хороший ошейник с цепью»

— писал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».

Газетная реклама 1922 года
Газетная реклама 1922 года

Уже более ста лет здание «Мюра и Мерелиза» занимает ЦУМ.

Ныне обитель 1000 модных брендов.
Ныне обитель 1000 модных брендов.

И небольшой интерактив для вас. До нынешних времён по Москве сохранились рекламные люки(!) торгового дома «Мюръ и Мерелизъ». Например, один такой в Чистом переулке и в Лялином, у «Булошной».

Смотрите под ноги!
Смотрите под ноги!

Помимо люков осталась плитка. В в холле ВШЭ в доме номер 20 на Мясницкой.

Смотрите под ноги!
Смотрите под ноги!

Благодарю за внимание!

Ещё больше истории, искусства и культуры на моем канале Лавандовый волк!