Великолепный замок Шамбор возвышается над живописной излучиной речушки Коссон, примерно в шести милях от ее впадения в Луару.
Строительство Шамбора началось по приказу короля Франциска I в 1519 году. Окруженное густыми лесами поместье предназначалось для охоты и развлечений. Но так как строительство затянулось надолго, Франциску не удалось увидеть творение мастеров в завершенном виде. Шамбор был полностью готов только к концу XVII века, уже при правлении Людовика XIV. Король-Солнце был большим любителем охоты, по достоинству оценил красоту дворца и регулярно вывозил сюда весь французский двор. Здесь устраивались пышные балы, помпезные празднества и театральные представления. Приезжал и некий господин Мольер, представивший в 1670 году свою пьесу Мещанин во дворянстве.
Впоследствии владельцами замка были многие богатые и известные люди и каждый старался хоть немного, но переделать замок по своему образу и подобию. В начале 18-го века здесь проживал изгнанный польский король Станислав Лещинский. А в 1748 году замок был пожалован в награду главному маршалу Франции Морицу Саксонскому. Полководец оказался хорошим хозяином и, в частности, восстановил конюшни, отреставрировал театр, облагородил прилегающую к замку территорию.
Во время Великой Французской революции жители близлежащего городка постановили разобрать «ненужную груду камней» и построить «дома для патриотов». К счастью, их остановили необходимые для этого колоссальные траты. Тогда замок был экспроприирован под нужды армии. Вся мебель ушла с молотка, а в подвалах устроили пороховой склад.
До 1930 года замок ходил по рукам и менял владельцев, как перчатки, пока не был выкуплен государством у его тогдашнего обладателя Элии Бурбон-Пармского за 11 млн. золотых франков. Только после Второй мировой войны начались восстановительные работы, впоследствии превратившие Шамбор в важнейший туристический объект.
Даже сегодня размах замка впечатляет: 220 000 тонн камня, 160 метров фасада, 77 лестниц, 365 окон, 282 камина! А в 440 комнатах легко можно заблудиться.
Главной, сразу же бросающейся в глаза особенностью замка является огромное количество башенок, шпилей, куполов и мансард, разбросанных по верхним этажам.
Отчетливо прослеживается упорядоченность и геометрическая стройность всего комплекса, центральная часть которого помещена внутри прямоугольного двора. По углам квадрата основного здания — донжона — размещены круглые башни. На каждом этаже по четыре квадратных и по четыре круглых комнат.
Несмотря на кажущуюся простоту плана замок представляет собой причудливый лабиринт из переходов, залов и извилистых лестниц. К осмотру доступна лишь малая часть помещений. В их числе: Охотничий зал, украшенный чучелами животных, покои Франциска I, парадные и королевские апартаменты. Третий этаж донжона занимает Музей охоты и природы с коллекцией оружия.
На пересечении центральных галерей установлена винтовая лестница, состоящая из двух гигантских параллельных спиралей, позволяющая людям подниматься и опускаться, не пересекаясь друг с другом. Авторство лестницы приписывается Леонардо да Винчи.
По лестнице можно выйти на верхнюю террасу и прогуляться вдоль балюстрады, чем мы с удовольствием воспользовались. Отсюда в деталях просматриваются причудливые башенки, каминные трубы и открывается чудесный вид на окрестности.
С 1981 года Шамбор внесен в реестр объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Он нередко сдается для проведения масштабных вечеринок и мероприятий. Например, в 2014 году ювелирный дом Van Cleef & Arpels провел там презентацию очередной коллекции haute joaillerie. Модели в вечерних платьях подъезжали к замку в настоящих каретах и позировали в роскошных драгоценностях на террасах Шамбора и его знаменитых лестницах — словно вдруг вернулись галантные времена Франциска I.