Найти в Дзене
SHEMI

Жизнь есть не только чёрное и белое

У каждого человека в его личной жизни есть некоторое количество проблем. Все мы сталкиваемся с неприязнью окружающих, так как можем чем-то отличаться и быть в буквальном смысле изгоями общества. Некий «стадный» инстинкт объединяет определенных людей по интересам, после чего они начинают нападки на того, кто ведет себя не так, как остальные. Манера речи, взгляды, мировоззрение, да буквально все может стать источником издевательств и, как говорят в современном мире, буллинга (травли).

Как бороться с этим? Какова практика этих самых издевательств, которые, порой переходя все нормы дозволенного, становятся оскорблением не только самой личности, но и ее родных и друзей. Когда, как и где нужна помощь компетентного психолога (при его наличии), зарубежный опыт решения проблем травли и как не «наложить на себя руки», если вы попали в такую ситуацию. Где стеб и ирония переходят в оскорбления и унижения?

Это мы постараемся выяснить в ходе журналистского расследования. Есть методы, при которых призваны помогать в подобных ситуациях. Перечислим их.

1)  «Дневник буллинга»: это не просто какие-то записи в тетрадке. Это самый настоящий «протокол» для указания всех тех издевательств, о которых жертва травли не может рассказать. Поэтому, ему нужно писать об этом. Возможно, что это бесполезно. Но уж поверьте, если это увидит то, кто вам сопереживает, то мало обидчику не покажется;

2)  «Команда связей»: это система, существующая в США и Канаде. Учеников с харизмой, волей, улыбчивостью и лидерскими качествами отбирают специально для того, чтоб следить за благосостоянием школьников, что немного младше. Например, ученик 11 класса курирует четверых девятиклассников и так далее. В общем, у каждого такого «шефа» по 3-5 подчиненных. Им всего лишь нужно задавать такие вопросы: «Все ли у тебя в порядке?», «Как твои дела?», «Нет никаких проблем с другими учениками?»

«Команду связей» курирует школьный психолог или преподаватель, которому все доверяют. Не важно, какой предмет он ведет. Примерно где-то час для старшеклассников, отобранных в качестве лидеров, проводятся специальные занятия, темой которых является: «Как правильно слушать, когда мало времени?», «Как познакомить ребят?», «Как помочь разрешить конфликты?», «Что делать, если столкнулся с травлей?».

3)  «Совет отцов» применяется в Казахстане. В этот «совет» входят не более четырех авторитетных отцов учеников каждой школы. Этими мужчинами рассматриваются заявления от учителя или школьника-жертвы, а также способы решения подобных конфликтных ситуаций. Сами того не зная, казахские коллеги заново открыли Метод Фарста.

4)  Метод Фарста. Фарста – район Стокгольма. В этом районе группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома была разработана данная методика. По мнению К. Льюнгстрома, «в каждой школе нужно иметь группу из пяти-шести человек. Этими людьми должны быть взрослые педагоги, которые могли бы оперативно реагировать в случаях буллинга. Это называется скрытой методикой. Тот, кто хочет работать данным образом, должен иметь опыт, а именно знать, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.

Допустим, ситуация такая. Существует некий класс, группа или даже кластер. Когда в этот коллектив приходит кто-то новый, совершенно не знающий местных правил и законов, к нему начинают присматриваться, узнавать, что ему нравится, его манеры, характер и возможные особенности. Затем на него обращает внимание тот, кто является здесь неким авторитетом, и хочет подружиться. Он вскользь намекает, что новичок должен выполнять некие существующие в группе правила, не то быть беде.

В этом случае может быть два варианта действий. «Новобранец» соглашается с тем, что предлагает ему лидер, становясь его «приятелем». К нему начинают относиться по-другому, «уважать», говорить массу лестных слов стараются во всем ему угодить, даже услужить.

А если наш герой не соглашается принять правила «игры», то разгневанный «генерал» сразу начинает разными методами стебаться над «непокорным». Поначалу подтрунивания кажутся безобидными, но со временем они могут перерасти в межличностный конфликт. И это может быть не просто какое-то противостояние, а целая война между семьями. Здесь уже втягиваются родные и близкие, не имея собственного мнения и понимания, почему произошел данный конфликт.

Для травли в интернете существует отдельный термин, называемый «кибербуллингом». Пока что, возможно, он режет слух русскоговорящим людям, но во всем мире про это уже написали целые сборники научных работ, теоретических исследований и придумали способы борьбы с этим явлением. Данное понятие корректно применять к травле в сети детей и подростков. Ребенок "интернетовской" эры отличается от своих родителей. Важную роль здесь играют особенности социализации. Если для человека, познакомившегося с соцсетями в 25 или даже в 15 лет, интернет-коммуникация является лишь надстройкой по отношению к нормам, усвоенным в «реальности», то сейчас дети во многом социализируются в интернете, а также влияние виртуальной и окружающей среды на их формирование – большой вопрос и предмет для исследований. Знакомства, референтные группы, все коммуникативные процессы, так сказать, дублируются в киберпространстве. При этом они приобретают новые черты, которые порождают самим медиумом, с его особыми правилами и конвенциями, интерфейсами и своеобразной этикой. В свою очередь, специфические социальные нормы, усвоенные ребенком в сети, могут переноситься в обычную жизнь, трансформируя общение.

Сегодня существует довольно подробная классификация разных типов кибербуллинга: флейминг, троллинг, клевета, гриферство, раскрытие секретов, выдача себя за другого, исключение/остракизм, угрозы, киберсталкинг (преследование в Сети), секстинг (пересылка личных фотографий и сообщений интимного характера). В каждом из этих случаев человека атакуют напрямую в сети, по телефону или СМС. Затем в процесс травли включается некая группа неизвестных людей. Например, с взломанного аккаунта жертвы могут рассылаться агрессивные сообщения в адрес друзей, преподавателей, их родственников.

«Нападать» на жертву в виртуальном пространстве куда проще, чем в реальности. Тут можно делать все анонимно. В данный процесс гораздо проще вовлечь большую аудиторию. Агрессорам психологически легче "троллить" в сети, потому что нет необходимости переживать визуальный и телесный контакт. Число невидимых наблюдателей расправы будет в десятки раз больше. Согласитесь, поставить лайк под комментарием намного проще, чем пнуть одноклассника, не правда ли? Иногда это может длиться продолжительное время за счет отсутствия обратной связи. Виртуальный «насильник» зачастую не видит реакции жертвы и не может оценить отдачи от затраченных усилий. Этот же фактор усугубляет положение жертвы: когда агрессор анонимен, нельзя оценить, насколько он на самом деле опасен. Радости кибертравли накладываются на традиционную подростковую альтерофобию (предвзятое отношение к членам других субкультур). Она отражает более широкий феномен нетерпимости в нашем обществе. И если во многих школах кибербуллинг сейчас занимает топовые позиции в неофициальных «рейтингах» издевательств, то среди жертв лидируют субкультурные дети и представители ЛГБТ.

С насилием на Западе стараются бороться всеми методами и силами, которые у них имеются. Но эта проблема интернациональна. Каждый понимает под буллингом совершенно разное. А что, если это происходит в семье или на работе? Вдруг вас донимают не только сверстники, но и взрослые? Учителя, например?

Правда, стоит отметить, что и сами ученики ведут себя порой очень нагло, некорректно и пытаются обмануть родителей и все окружение тем, что они всего лишь дети, не способные на криминальные действия. Но, если логически подумать, то за каждой маской скрывается потаенная натура человека. Даже если какой-нибудь мальчик или девочка стараются всегда оставаться позитивными и добрыми, их меняет среда, в которой они «варятся». Кого-то она меняет больше, кого-то почти не меняет. Это зависит от того, какие стрессовые ситуации пришлось пройти ребенку.

Что является примером такого поведения? Естественно, разного рода видео с издевательствами над сверстниками, паблики в интернете, которые криминализируют молодежь. То есть, иными словами, нас всех готовят к тому, что в будущем поколения будут именно такими - алчными, желчными, жадными, высокомерными, занимающимися бандитизмом.

Конфликты также связаны и национальной почвой. Допустим, в классе ты лишь один определенной нации, а большинство другой. За этим последует не такое уж малое количество поддеваний, приставаний, стеба и даже избиения. И ведь перечислено все это не просто так. Все эти побои и неуважительное отношение к кому бы то ни было перерастает в более масштабный конфликт, становясь уголовным делом.

Так как же искоренить или, по крайней мере, уменьшить влияние буллинга? Как бороться с ролью жертвы? Стоит ли становиться агрессором и есть ли в этом смысл?

Прежде всего стоит повысить свою самооценку, найти своё хобби, отдушину. Никто не в праве Вам указывать как жить, как одеваться, какую музыку слушать и каким быть на людях. Да, сложный характер –это непросто, однако стоит быть осторожным с малознакомыми людьми и по возможности не раскрываться перед ними. Это некий защитный барьер и маска. Не нужно никому ничего доказывать, так сказать, на показуху. Вы такой, какой Вы есть и если Вы прошли определённый путь, который Вас сделал Вас сильнее, умнее и крепче, чем Вы были ранее, то это всегда большой плюс. А каковы психологические и психиатрические методы для решения подобных проблем? Я, конечно, не эксперт в подобном, но кратко опишу как понимаю это сам.

В психологии и психиатрии специалисты изучают своих пациентов посредством наблюдения за языком их тела. Лицо, его гримасы, жесты, предпочтения в еде и музыке, книгах и другие мелочи позволяют составить портрет человека, опираясь только на эти знания. Однако иногда нужно копнуть глубже чтобы человека проще было читать. Если собеседник не идёт на контакт, то это видно сразу. Перекрещённые руки, плохое или даже уставшее настроение, например после тяжёлого рабочего дня даёт понять, что для беседы он явно не готов. Тогда можно поговорить на отвлечённые темы чтобы уже после спокойно обсудить то, что заинтересовало. Как раз тут-то и выходит этот самый барьер-маска. Это не всегда хороший, однако действенный метод чтобы увидеть истинную природу человека.

Также как и с депрессией помогают не только занятия и хобби, которые Вам по душе, но и музыка. Тихая и спокойная или драйвовая и шумная – не так уж и важно. Если это Вам помогает найти равновесие или дзен как обычно говорят, то применяйте данный метод, не бойтесь своих истинных мыслей и чувств. Сделайте шаг назад, подумайте, как можно решить конфликт или проблему, не прибегая к потасовке, ссоре перехода наличности при ней или к травле (буллингу).

Все мы люди, у всех свои интересы, предпочтения, мировоззрение, работа, хобби. То, что мы различаемся и не похоже друг на друга во многом есть большой плюс, так как данный фактор создаёт индивидуальность каждого живого существа, не только человека, но братьев наших меньших. Стоит ценить моменты, которые проживаешь, при которых достигаешь своей цели, сочиняешь мечты, совершаешь ошибки, преодолевая их и не совершая вновь, так как это и есть жизнь. Сложная и многообразная, полная ярких красок. Тот, кто думает, что жизнь – это чёрное и белое является весьма одиноким человеком. Так давайте же помогать таким людям. Что думаете по этому поводу? 

Данный материал в виде 4-х частей выложен мною также и на общем @Музыка и Уют

В таких случаях легче закрыться
В таких случаях легче закрыться

Он готов уложить всех до единого
Он готов уложить всех до единого

Не хотелось бы вставать между ними
Не хотелось бы вставать между ними

Жду Ваши ответы ниже,

Хорошего настроения

и всех Вам благ, SHEMI.

P.S.: Данная статья основана на моём журналистском материале

с блиц-опросом о буллинге (травле). Ссылки на студенческий онлайн-журнал«Казанская Стужурка» и мой журматериал предоставляю:

ctyzyrka.ru

В каждой жертве сидит монстр?