В России планируют ввести утилизационный сбор для импортной электроники: планшетов, смартфонов, ноутбуков и видеокамер. Об этом сообщили на круглом столе Комитета Совета Федерации по экономической политике. Инициативу уже поддержали в Минпромторге. Утильсбор на электронику будет работать по той же системе, что и утильсбор на импортные автомобили, и будет обеспечивать вливание в бюджет дополнительных средств, которые направят на развитие отечественных производств и расчистят рынок от иностранных конкурентов. Почему подрасчистят? Утилизационный сбор на примере машин привел к подорожанию автомобилей. Вполне возможно, утилизационный сбор для смартфонов, ноутбуков и планшетов приведет к их подорожанию. Прочитал эту новость и всё полностью поддерживаю: нужно строить отечественное производство, микрочипы, гаджеты - всё нужно своё. Но точно нельзя обойтись без введения дополнительного утилизационного сбора?
Сергей Михеев: Я полностью не поддерживаю. Да, надо развивать собственное производство, но опять говорят: «Давайте вынем деньги на это производство из карманов потребителей».
Не факт, что это будет в конечной цене. Возможно, производители и поставщики импортных товаров в своей марже немножко подвинутся.
Сергей Михеев: Как правительство может это проконтролировать? Я ни одной такой истории не знаю.
Это из прекрасного будущего.
Сергей Михеев: Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то добровольно подвинулся в своей марже, в своей выгоде и сам себе что-нибудь «отрезал». Если правительство готово заставить продавцов или производителей это сделать... Хотя как оно заставит производителей, находящихся за пределами Российской Федерации? Поэтому можно прессовать продавцов, торговые сети, распространителей, дилеров и пр. Если оно готово их заставить, тогда придётся фиксировать цены. А у нашего правительства другое воспитание: оно не любит фиксировать цены - надо, чтобы было рыночное ценообразование.
Потому что будет дефицит, если фиксировать цены.
Сергей Михеев: Сомневаюсь, что будет дефицит. В итоге утилизационные сборы приведут к подорожанию конечного продукта для конечного покупателя: «надо залезть в карман к людям, чтобы построить новую отрасль экономики». Вы бы лучше её не разрушали в своё время! Где ваши обещанные «замечательные» приборы, о которых говорится уже лет 20? Походили кругами и поняли, что надо заставить народ раскошелиться. Тогда как минимум нужна некая программа вкладывания этих денег в строительство чего-то, а программы нет. Как утильсбор собирать, они почти договорились, а как потом это превратить в «замечательное, прекрасное далёко», неизвестно.
Ввели утильсбор - дальше что? Как он будет влиять на развитие производства, на создание производства российской электроники? «Потом подумаем. Главное деньги собрать - а там разберёмся». Ладно бы ещё с машинами - у нас есть «Лада», «Москвич» (из китайских запчастей собирают). Но и здесь ясно, что это не решает их проблемы. А тут они делят то, чего вообще нет. Чем заменить? Если бы ещё лежали российские компьютеры, ноутбуки, телефоны, и их бы никто не брал или был бы низкий спрос! А их не существует. Я с удовольствием брал бы российские приборы, приспособления, если бы они были и цена соответствовала бы качеству.
Это же целая индустрия. Чтобы с нуля всё создать, нужны большие деньги. Сейчас предлагается давать им большие деньги.
Сергей Михеев: Потом будут рассказывать нам про рыночный характер экономики. Это даже близко не рыночная мера! Вы определитесь, с кого это надо брать, как собирать. У меня есть замечательное предложение: давайте национализируем обратно нефть и газодобычу. Господа из правительства - у вас появится много денег! Гораздо больше, чем вы имеете сейчас. Потому что разговоры про то, что без частной собственности, без акционерной формы собственности у нас бы нефть перестала течь из скважин, – это обман. Я вам отыскал замечательный источник финансирования. А получается так: «Пусть у нас зарабатывают банки, нефтяные компании, а если что-то надо развивать, давайте вынем из карманов у конечного потребителя».
Я видел расчеты и знаю, что нефтяные компании приносят колоссально много денег - всевозможные налоги и т.д., хотя Про банки ничего сказать не могу.
Сергей Михеев: А если мы их заберём в собственность государства, то они ещё больше будут приносить.
Во всех крупнейших нефтегазовых компаниях основной акционер - государство, которое получает дивиденды.
Сергей Михеев: Не все же дивиденды получают? Государство получает какой-то процент, а может получать все 100%. Раньше говорили: «Вы знаете, там есть западные акционеры, они на это не способны». Сейчас они там тоже есть?
Есть.
Сергей Михеев: Почему, если это враждебные страны? Они деньги вкладывают или только дивиденды получают?
Они до этого вкладывали. Они технологии и оборудование свои приносили.
Сергей Михеев: А сейчас приносят?
Думаю, это закрытая информация.
Сергей Михеев: Если они сейчас приносят технологии, оборудование - это один разговор. А если они только получают деньги - это другой разговор. Должна быть альтернатива, потому что это приведёт к подорожанию импортной продукции не только для конечного потребителя, но и для госструктур. У нас огромное количество техники закупается госструктурами(федеральными, муниципальными, региональными). Это «палка о двух концах», потому что все государственные органы снабжены телефонами, компьютерами, огромным количеством техники. Введёте утильсбор - значит, и для этих учреждений всё подорожает. А это всё денежки из госбюджета. Предложение, мне кажется, непроработанное, преждевременное.