1. Принципы гражданской жизни;
2. Основные органы власти;
3. Характер участия граждан в политике.
Организация управления афинским полисом (полисом - древнегреческий город-государство) была уникальной для своего времени. Она основывалась на принципах гражданской жизни, децентрализации власти и активном участии граждан в политике.
Основные принципы гражданской жизни в Афинах включали равенство перед законом, свободу слова и право на участие в общественной жизни. Гражданство в Афинах имели только взрослые свободные мужчины (исключая рабов, женщин и иностранцев). Граждане имели свободу выбирать своих представителей и участвовать в принятии решений по важным вопросам полиса.
Аттика юго-восточная область Центральной Греции. Аттика представляла собой полис — единое политическое целое с центром в Афинах. Территория Аттики составляла приблизительно 2600 км2 . Здесь проживало около 400 тыс. человек: 60 тыс. взрослых граждан мужского пола, 180 тыс. женщин и детей, 50 тыс. метеков (иностранцев, живших в Афинах, но не имевших гражданства), остальная часть приходится на рабов.[1]
В 508 году до н. э. в результате восстания демоса спартанский ставленник Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту «демократическую революцию» аристократ Клисфен из рода Алкмеонидов. [2] До реформ Клисфена 508—507 гг. быть гражданином значило принадлежать к филам (phylai) и фратриям (phratriai) — сообществам с наследственным членством, возглавляемым аристократами.[3] В результате клисфеновских реформ самой мелкой административной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема избирали демарха, в деме велись списки граждан и т. п. Демы группировались в филы — своеобразные избирательные округа, призванные объединить граждан Афин, проживавших в разных районах Аттики. Ближайшая аналогия — если бы избирательный округ по выборам в Государственную думу состоял из района Москвы, уральского промышленного города и сельской глубинки из Центральной России. Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) — одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики.[4] Клисфен произвел кардинальные изменения. Прежние сообщества потеряли свое значение. Это значение приобрели новые образования: 139 местных округов — демов (demoi), из которых теперь состояли 10 новых фил. Членство в них также было наследственным.[5]
Политический статус обычно наследовался от отца: молодой человек становился гражданином, если гражданином был его отец (вне зависимости от статуса матери). Все или почти все граждане принадлежали к фратриям. Уже в детстве дети граждан представлялись фратриям своих отцов. Правда, их регистрация в отцовском деме происходила лишь после того, как ребенку исполнялось восемнадцать лет. После этой процедуры он приобретал основные права гражданина — для получения остальных прав он должен был стать старше (лишь после 30 лет можно было стать судьей или быть назначенным на общественную должность).[6] Cуществовало соответствие прав и обязанностей. Главная обязанность гражданина — защищать свой город. Юноши-эфебы проходили срочную службу с 18 до 20 лет и после этого получали гражданские права. Все граждане, кроме немощных стариков, должны были при необходимости (а в Древней Греции мирные периоды были редкостью) принимать участие в военных действиях. Вопрос о политических правах женщин вовсе не мог быть поставлен в Древней Греции, поскольку женщины не воевали.[7] Однако в 451—450 гг. Перикл провел закон, по которому для получения гражданства требовалось, чтобы отец и мать являлись афинскими гражданами. По-видимому, по мере превращения Афин в центр греческого мира смешанные браки становились более частыми, что породило тревогу: авторы реформы посчитали гражданство привилегией, которой имели право пользоваться лишь афиняне. Как было показано, в Афинах было немало метеков, но они не имели права просить гражданства, оно давалось им не иначе, как в виде награды за значительные услуги. Прочие неафиняне могли сохранять статус метеков на протяжении нескольких поколений.[8]
Со времени Солона (594—593 гг.) граждане делились на четыре имущественных класса; занятие определенных должностей зависело теперь от принадлежности к определенным классам. К V в. большая часть должностей была открыта для всех, за исключением низшего класса.[9]
Совершение преступления вело к частичному или полному поражению в правах. Существовали специальные механизмы наказания и поощрения. Гражданин мог быть приговорен за особо тяжкие преступления к смертной казни, изгнан из города с лишением гражданских прав, подвергнут денежному штрафу (отмечу, что существовало лишь предварительное тюремное заключение). Но моральный фактор имел, пожалуй, еще большее значение. Исполнение государственных должностей было почетной обязанностью. Богатые граждане исполняли специальные повинности в пользу всего гражданского коллектива — литургии (строительство военных кораблей, устройство театральных представлений и т. п.). Таким образом, для античных полисов была характерна солидарность граждан, которая, впрочем, основывалась на эксплуатации рабов и использовании экономического потенциала свободных неграждан (метеков). Они были наделены всей полнотой прав, они владели землей и домами — в пределах государства (чего были лишены метеки, за исключением тех, кто пользовался какими-либо привилегиями) Именно гражданам предназначалось распределяемое зерно, деньги и т. п. Гражданство было закрытой корпорацией; гораздо проще было рабу получить свободу, чем негражданину получить гражданские права в древнегреческом полисе. Негражданам даровались лишь те права, которые граждане считали нужным даровать, неграждане были обязаны выполнять то, что граждане считали нужным возложить на них. Граждане доверяли своим представителям, поскольку сами исполняли (или могли исполнять в будущем) те же функции.[10]
Суверенным органом Афин было народное собрание, открытое для всех граждан. Решением (psephisma) народного собрания принимались законы, заключались союзы, объявлялись войны или устанавливался мир.
На народном собрании решались важнейшие для города-государства вопросы: войны и мира, распределения доходов, изменения в законодательстве и т. п. К важнейшим вопросам относились выборы должностных лиц (магистратов, на один год) и их отчеты по истечении срока полномочий. Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своем решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Народные собрания в Афинах происходили 40 раз в год, 4 раза в месяц (гражданский год в Афинах делился на 10 месяцев). Афиняне понимали, что обеспечить посещение всех народных собраний невозможно, и поэтому на одном собрании в месяц, «руководящем» (экклесиа кюриа), решались наиболее важные вопросы (выборы и отчеты должностных лиц). В Афинах Совет пятисот готовил повестку дня для каждого заседания, но в принципе (и так случалось) каждый гражданин мог выступить со своим собственным предложением на народном собрании. Это право называлось правом исегории.[11]
Итак совет 500 (boule). Со времени Клисфена в совет избиралось по 50 человек от каждой из 10 фил. Назначение происходило по жребию из числа всех желающих сроком на один год. В работе совета гражданин мог принимать участие не более двух раз в своей жизни. Совет имел на агоре отдельное здание и собирался каждый день, за исключением праздников. Но и совет был слишком велик, поэтому со времени Эфиальта 50 человек от каждой филы образовывали его постоянный комитет (пританей) и рассматривали все дела в течение одной десятой части года. Каждые 24 часа кто-то из членов пританея становился председателем (epistates) и с кем-то из своих коллег разбирал все важные дела. Совет готовил повестку дня для народного собрания, а пританей — для самого совета. Некоторые вопросы по закону должны были рассматриваться народным собранием в определенное время: например, один раз в течение каждой притании ставился вопрос о доверии должностным лицам. В остальном именно совет решал, какие вопросы должны были обсуждаться на собрании, которое не рассматривало ни одного вопроса, не обсуждавшегося прежде на совете. Но все, что требовалось от совета, это всего лишь поставить вопрос: он мог дать положительные рекомендации, а мог и не давать никаких. Когда вопрос ставился на заседании собрания, каждый гражданин мог выступить с речью и выдвинуть свое предложение. Могли быть выдвинуты два противоположных предложения или поправки к чьему-то предложению. Решение принималось простым большинством голосов. Обычно граждане голосовали поднятием руки.[12]
Ко времени Солона (594—593 гг.) уже существовала коллегия девяти архонтов, один из которых имел титул «царя» (basileus), другой был «военачальником» (polemarchos), а третий — просто «правителем» (archon), шестеро остальных — «законодателями» (thesmothetai). Архонты имели различные обязанности, избирались сроком на один год без права переизбрания и после истечения срока полномочий становились членами Ареопага. Солон создал еще один орган — совет 400, подготавливавший заседания собрания. Клисфен преобразовал его в совет 500, дополнив новой системой фил и демов. Последняя пронизывала всю общественную систему Афин, включая армию, для руководства которой Клисфен создает коллегию десяти стратегов, сменивших прежнего полемарха. В отличие от прочих должностных лиц стратеги всегда избирались голосованием, а не по жребию, и могли быть переизбраны.
В 490 и 480—479 гг. Афины сыграли важную роль в изгнании персов из Греции, а с 478—477 гг. стали лидером Делосской лиги — союза полисов, созданного с целью продолжения войны с персами. Не удивительно, что роль стратегов при этом возрастает (Кимон, в частности, неоднократно становился стратегом в 470-е и 460-е гг., Перикл — в 440-е и 430-е), тогда как значение архонтов явно падает — с 487—486 гг. они начинают избираться по жребию. В 462—361 гг. роль Ареопага уменьшается благодаря реформам Эфиальта, а в 457—456 гг. он оказывается открытым для представителей третьего имущественного класса. Во времена Перикла стратеги становятся не только военными, но и политическими лидерами, тогда как архонты превращаются в простых чиновников.[13]
Решения принимались сообща гражданами Афин на заседаниях собрания, ими же они и исполнялись. Огромная масса поручений возлагалась на специальные комитеты, в которые входили представители каждой из десяти фил, назначавшиеся по жребию без права переизбрания. Все они работали под общим руководством совета 500. Примером работы административной системы может послужить сбор двухпроцентного налога, взимавшегося с товаров, ввозимых и вывозимых через порт Пирей. Специальных служб для сбора налога здесь не существовало. Отдельные граждане создавали объединения для того, чтобы купить право сбора налога на текущий год. (продавцы) в присутствии членов совета уступали право сбора тем, кто предлагал большую цену. Контракт оформлялся соответствующими документами, хранившимися в совете. После сбора налога обещанная сумма под контролем совета выплачивалась apodektai (получателям) и контракт уничтожался. Члены подобных объединений должны были выплачивать только установленные суммы: если собиралось больше — разница считалась прибылью, если меньше — недостающие суммы подлежали компенсации. Если взявшиеся собирать налог не выплачивали полагавшиеся суммы вовремя, то ими занимались praktores (взыскиватели). В V в. все доходы поступали в афинскую казну, из нее же по решению собрания производились необходимые выплаты. Администрация Афин была проще администрации современных государств хотя бы потому, что финансировалось меньшее количество статей: строительство кораблей, дорог, создание системы водоснабжения. Образование считалось частным делом и не финансировалось, не существовало системы общественного транспорта.[14]
Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии. Но это была еще весьма несовершенная демократия. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Продолжатель реформ Клисфена Перикл стремился к тому, чтобы все граждане могли реально, а не формально занимать ответственные государственные должности. Перикл ввел плату за исполнение общественных должностей.[15] Выплаты никогда не были значительными, их целью было компенсировать гражданам их убытки. богатые служили государству, исполняя литургии (leitourgiai). Вместо денежных выплат они предоставляли средства на общественные нужды: организацию празднеств (подготовка и финансирование хоров или команд на состязаниях в беге с факелами), триерархию (финансирование строительства и оснащения корабля). Хотя литургии не могли возлагаться беспредельно, афинская соревновательная этика превращала расходование больших средств при их исполнении в предмет гордости.[16] Перикл заботился и о культурном досуге сограждан: в праздник Дионисий, когда устраивались театральные представления, бедным гражданам выдавался «феорикон» (по 2 обола), чтобы они могли посетить театр.[17]
Считается, что при Клисфене был введен остракизм, который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х годов V вега до н. э. Остракизм — это голосование черепками (остраками) за изгнание из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. То есть политика изгоняли из города на 10 лет (правда, не лишая при этом имущественных и гражданских прав) только на основании мнений и подозрений, не предъявляя ему никакого обвинения. Этот институт может показаться нам странным и несправедливым. Однако не стоит забывать, что именно в Афинах методы политической борьбы впервые таким образом были ограничены рамками закона; до этого политических противников попросту убивали... Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. Практика остракизма вполне соответствовала самому духу прямой демократии: неугодный политический лидер, претендующий на единоличную власть, должен быть устранен прямым волеизъявлением граждан.[18] Когда остракизм в его классической форме учреждался в ходе клисфеновских реформ конца VI в. до н. э., его основными функциями, как отмечалось чуть выше, были профилактика тирании и стасиса и контроль демоса над аристократической политической элитой. Однако со временем, в течение V в. до н. э. остракизм обрел ряд новых функций Конкурирующие политические лидеры использовали остракизм как один из мощных инструментов ведения борьбы друг с другом, а для демоса он стал способом выбора (в ситуации биполярного противостояния) между этими лидерами и их линиями.[19]
Одним из примеров остракизма в Афинах было изгнание политика и стратега Кимона в 461 году до н.э. Кимон был известным и влиятельным политическим деятелем, который вёл успешные войны против Персии и Спарты. Однако, с течением времени его влияние начало угасать, и некоторые афиняне, опасаясь его растущей власти, использовали остракизм для удаления его из политической сцены.
Царствование императора Наполеона Бонапарта можно назвать примером остракизма. Он сильно расширил границы Французской империи в Европе и осуществлял политику экспансии, что вызывало недовольство других европейских стран. В результате, Наполеон был изгнан на остров Эльба в 1814 году, но он сумел сбежать и вернуться к власти на 100 дней. Однако, его второе правление окончилось поражением в Битве при Ватерлоо, после чего он был вновь изгнан, на этот раз на остров Святой Елены, где и скончался.
Древнегреческий полис был прежде всего сообществом граждан. Даже находясь вдали от родного города, греческие воины (в том числе и наемники) организовывались и воспринимали себя как полис. Такому мироощущению способствовала система замещения выборных должностей. Не менее двух третей (практически все, кто пожелал) афинских граждан за время своей жизни хоть раз занимали ту или иную магистратуру либо были членами Совета пятисот. Большинство должностей замещалось посредством жеребьевки, срок ограничивался годом, и повторно их занимать не полагалось. Исключением были наиболее ответственные должности, от которых зависела судьба государства. Стратегами, как правило, граждане избирали подготовленных и в военном деле, и в ораторском искусстве людей. Знаменитый Перикл занимал должность стратега (впрочем, одного из десяти!) 14 лет подряд: в конце каждого годичного срока он давал гражданам отчет о своей деятельности и переизбирался вновь. На должность финансовых контролеров могли претендовать только богатые граждане: афиняне не без оснований считали, что только человек, хорошо управлявший своим имуществом, может управлять имуществом государственным.[20]
В целом, афинская система управления полисом была одной из первых форм демократии в мире. Граждане непосредственно участвовали в принятии решений и формировании политической стратегии полиса, что сделало ее уникальной и инновационной для своего времени.
[1] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[2] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[3] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[4] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[5] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[6] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[7] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[8] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[9] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[10] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[11] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[12] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[13] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[14] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[15] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[16] Родс П.Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. Пермь, 1998. С 40-52.
[17] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[18] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.
[19] Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 411-427.
[20] Карпюк С.Г. Прямая демократия в древней Греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 289-299.