Найти тему
ИСКАНИЯ ИСКАНА ...

Между платиной и красками: захватывающий разговор Павлены Павловой с Исканом Ильязовым"

Искан Ильязов дал интервью Павлене Павловой.

ИНТЕРВЬЮ

Между платиной и красками: захватывающий разговор Павлены Павловой с Исканом Ильязовым".

Друзья, привет!

Сегодня с вами

ПАВЛЕНА ПАВЛОВА - куратор арт-мероприятий, видеомейкер, блогер, публицист. 

Хочу представить вам в коротком интервью художника ИСКАНА ИЛЬЯЗОВА.

ПАВЛЕНА:

- Искан, как и когда началась твоя страсть к абстрактной живописи?

ИСКАН: 

- Я создал свою первую картину сразу холст – масло и странного для нас французского размера 65 х 81 см, в Каннах, в самом начале июля 2015 года, и она была геометрической абстракцией. Это произведение и первые два десятка работ создавались на высоком накале эмоций и были геометрическими абстракциями. Я тогда и до сих пор нигде не учился ни одной минуты, да и сейчас остаюсь принципиальным автодидактом - самоучкой, поэтому вопрос «получится – не получится» для меня тогда был вопросом жизни или смерти как художника. Однако, всё с самого начала прекрасно получилось! «Аппетит пришёл во время еды» и сразу превратился в страсть.

ПАВЛЕНА: 

- Искан Ильязов кем был профессионально до этого?

ИСКАН: 

- В хронологическом порядке. Был «попрошенным» из престижной тираспольской «английской школы» в середине девятого класса за самостоятельность мышления и свободу самовыражения; был далее: студентом Московского иняза, гидом Интуриста по всем концам СССР, лингвистом с пятью языками, стажёром-радиожурналистом со шведским языком на Гостелерадио; «мелкой сошкой» в управлении внешних связей Торгово-промышленной палаты СССР, руководителем группы переводчиков при команде Швеции на московской спортивной Олимпиаде-80, переводчиком с делегациями США и других англоговорящих стран, председателем интеркомиссии комитета комсомола Минвнешторга, членом КПСС с 1982 года, экспертом представительства Торгово-промышленной палаты СССР в Румынии, заместителем генерального директора «перестроечной» Ассоциации экспортёров СССР. «Учился с частичным отрывом от производства» на экономиста внешней торговли в Московском институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова и получил там второе высшее образование, писал и не закончил там и затем в Московской высшей партийной школе (МВПШ) диссертацию, а путч её «прикончил». Возглавлял консультационную фирму, которая получила от МИД ФРГ монопольные права на организацию обучения малого и среднего бизнеса России силами западногерманских отставных директоров-экспертов по программе ТАСИС, в результате моей командировки в Бонн при официальном визите М.С. Горбачёва в ФРГ. Выиграл конкурс более 100 человек на место на грант фонда Маргарет Тэтчер и один учебный год делал вид, что учился, на факультете права и бизнеса Кингстонского университета в пригороде Лондона, параллельно посещая там занятия на факультете истории искусств – ну и отовсюду «вылетел». Был независимым консультантом по международным экономическим вопросам для российского бизнеса и иностранных инвесторов.

ПАВЛЕНА:

- Как называется форма твоего абстрактного искусства?

ИСКАН: 

- Геометрический абстракционизм.

ПАВЛЕНА:

- Какой процесс обычно включает в себя твоё творчество - всё ли предварительно планируется или есть элемент импровизации?

ИСКАН: 

- Я размечаю холст линиями для получения ясной композиции, одновременно наклеиваю на вычерченные фигуры маленькие кусочки малярного скотча и пишу на них на английском названия предполагаемых цветов, а затем довольно точно следую этому плану. Пишу на английском, потому что традиционно у меня краски импорт, я лишь в последнее время более-менее выучил их названия на русском. Импровизация бывает при уточнении сочетаний цветов, но это не импровизация, а железная необходимость приведения к балансу и гармонии цветосочетаний, которые трудно изначально предусмотреть на пустом холсте. Короче, никакой импровизации в абстрактном геометризме!

ПАВЛЕНА:

- Какое настроение ты испытываешь, когда создаешь свои абстрактные произведения, и как они отражают твою эмоциональную составляющую?

ИСКАН: 

- Самые разные настроения! Из горла коньячок и вискарь хлебаю для прочистки мозгов, музыку разную слушаю, возношусь от счастья, падаю в моральное бессилие в поисках решения – чего только не случается! Только злым и в депресняке не бываю. Я человек не просто эмоциональный, а очень эмоциональный, притом что занимаюсь расчётливой и холодной геометрией.

ПАВЛЕНА:

- Какое влияние на тебя оказывают другие художники или направления искусства? Как они вдохновляют тебя?

ИСКАН: 

- Никакого влияния. Я бывший коллекционер, на меня не повлияешь. Вдохновляюсь я природой в широком смысле, а не вторичным материалом в виде чужих картин. Я уважаю Старых Мастеров, остальные мне просто интересны.

ПАВЛЕНА:

- В чём заключается уникальность твоего творческого подхода? Как ты стараешься отличаться от других абстракционистов?

ИСКАН:  

- Я не стараюсь отличаться, потому что у меня с первого дня свой неповторимый узнаваемый авторский почерк среди абстракционистов, он не менялся и теперь уже вряд ли изменится. Я не думаю, что у меня такой уж уникальный творческий подход, однозначно я более эмоционален и заметно более философичен, чем другие геометрические абстракционисты. Они склонны создавать высоколобые и сухие произведения, и это понятно: геометрия – математика.

ПАВЛЕНА:

- Что для тебя означает "успех" в искусстве? Как ты его определяешь и стремишься к нему?

ИСКАН: 

- Мне нужно самоуважение. Что его даёт? - Признание специалистов и коллег. К этому и стремлюсь.

ПАВЛЕНА:

- Как ты преодолеваешь испытания или творческий ступор, которые могут возникать на твоем пути? Какое решение является самым эффективным?

ИСКАН: 

«Отойди в сторону и займись другим делом!» - говорю себе. 

- Слушаю музыку, валяюсь на диване, иду в мой сад поработать, тупо залезаю в телефон. Я и книги пишу, и стихи под запись декламирую, поэтому всегда есть альтернативное серьёзное занятие.

ПАВЛЕНА:

- Какую роль играет твоя личная жизнь в творчестве? Влияет ли она на характер и настроение твоих работ?

ИСКАН: 

- Я женат одним браком с четвёртого курса института уже 46 лет, жена одновременно держит меня в рамках и в меру поощряет – это придаёт стабильность творчеству. Как это влияет на характер и настроение моих работ, я не знаю. Я жену иногда удивляю ещё мокрыми работами, а это высшее признание, при её «спокойном отношении» к живописи.

ПАВЛЕНА:

- Какую эмоцию ты пытаешься передать через свои абстрактные работы?

ИСКАН: 

- Абстракция обычно не передаёт одну определённую эмоцию, зритель сам должен подключиться и получить свою собственную, притом в разное время разную, по его настроению и по обстоятельствам. Я пытаюсь передать лишь общую гармонию.

ПАВЛЕНА:

- Какая музыка вдохновляет тебя на создание абстрактных произведений?

ИСКАН: 

- Классика в широком смысле, включая прежде всего классику академическую, но также классику джаза, рока и народной музыки.

ПАВЛЕНА:

- Если бы ты мог поговорить с любым искусствоведом или художником из прошлого, кто бы это был, и о чем вы бы поговорили?

ИСКАН: 

- С Василием Кандинским, долго и в несколько сеансов – чем больше, тем лучше и обо всём на свете. Вот кто бы вправил мне мозги!

ПАВЛЕНА:

- Какие материалы ты предпочитаешь использовать в своих работах, и почему они важны для передачи твоих идей?

ИСКАН: 

- Материалы мало влияют на передачу идей, на это влияет талант. Для меня материалы дают настрой на серьёзную живопись, и тогда я несу ответственность своей работой ещё и перед качественным материалом. Я предпочитаю масло Италия  Maimeri Classico, акрил Maimeri Polycolor и Royal Talens, но и отечественный Подольск использую. Мне приятно ими работать, у меня большой запас по количеству и огромный выбор по цветам, оно и естественно: я сам ищу и испытываю, меня никто не учил технике живописи и материалам. Холст использую только мелкозернистый, даже на форматах в полтора метра, иначе не выведешь чёткую геометрическую линию. Первые четыре года я писал в основном на льне, а последние три года у меня параллельно идут лён и хлопок. Лён дает барабанную натяжку и пружинистость, для моих геометрических «цветоформ» это важно. На хлопке пишу акрилом. Кстати, первые четыре года я акрилом вообще не работал, но пошли крупные форматы, а акрил хорошо идёт на них. У меня более трёхсот кистей - только что валиков нет, я по примеру западных коллег пробовал, но отказался от валиков, потому что геометрию ими неудобно писать. Я как художник «жил на два дома» - в России и на Лазурном берегу Франции, поэтому имел два комплекта «инструмента», а с июля 2020 года стал писать только в России, соединив их, отсюда такое «богатство».

ПАВЛЕНА:

- Как ты определяешь, что твоё произведение готово? Есть ли для тебя какие-то особые сигналы или эмоции?

ИСКАН: 

- Картина должна сама за себя сказать, что она готова, а как я улавливаю этот момент, я не знаю, честно! Вероятно, нужна насмотренность, нужен хороший вкус, нужна самодисциплина. У меня на нескольких работах бывало по полгода сомнений, продолжить ли «наполеоновские планы» на холсте или остановиться. Обычно я останавливался, и правильно делал. Мои картины попадают в широкий и расплывчатый разряд течения «минимализм», поэтому перемудрить с ними никак нельзя, иначе получится невыразительно.

ПАВЛЕНА:

- Как ты реагируешь на различные интерпретации и ощущения людей, рассматривающих твои картины? Есть ли у тебя какие-то истории о необычных реакциях на твои произведения?

ИСКАН: 

- Как и Василий Кандинский, я редко даю словесные названия своим работам, они почти все называются «Композиция № __». У меня скопился большой список названий моих картин от зрителей – добрая треть ни в каком сне мне не приснится применительно к каждой данной картине! На «плюрализм мнений» реагирую хорошо: абстракция и должна у каждого будить индивидуальные мысли и чувства, навевать личные ассоциации.

ПАВЛЕНА:

- Если бы твои работы могли говорить, что они бы сказали о тебе как художнике и личности?

ИСКАН: 

- Я внутри ситуации, мне не видно. Однозначно, прозвище Солнечный Искан не зря ко мне пристало с сентября 2016 года. Сейчас мне 67, последние пару лет я стал заметно мудрее, усилился интерес к философии, эзотерике. А насколько это видно в моих картинах – судить зрителю.

ПАВЛЕНА:

- Искан, и в заключение нашего вдохновляющего диалога, хочется проникнуть в глубину твоего пути в искусстве и узнать о его итогах, достижениях и открытиях. 

ИСКАН: 

- Павлена, ты очень верно понимаешь, что моя жизнь в искусстве не результат, а ПУТЬ. Я честно и органично иду по нему без плана, «как получится». Мне ценны открытия на этом пути: интересные и творческие люди, расширение моего культурного кругозора, а самым ранним и удивительным открытием была способность создавать хороший арт без всякой учёбы или подготовки. Достижения сами тут же приложились. Это более ста выставок, попадание в ТОП-100 лучших художников России за 2021 год по версии портала ОТ И ДО - ИСКУССТВО БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ, 14 медалей международных конкурсов за 2021-2023 годы и в мае 2023 года звание Почётный деятель искусств России. Итог я вижу в том, что мне стало интереснее жить, стало комфортнее с самим собой, я нашёл себя на очередном глобальном этапе жизни - чисто творческом. А что ещё надо для счастья?!

ПАВЛЕНА:

- Искан, благодарю тебя за искренние, интересные ответы. Твои произведения являются лаконичными и одновременно полными смысла, заставляя зрителей видеть иное измерение реальности. Благодарю тебя за вдохновение и радость, которые ты приносишь через свое искусство!

Друзья, обязательно посмотрите картины художника Искана Ильязова, порадуйте себя! Загляните в мир творческого процесса, где геометрия преображается в истинные произведения искусства!