Найти в Дзене

Эрмитаж. Зал №241. Галерея истории древней живописи. Экспозиция: Европейская скульптура XIX века

Новый Эрмитаж первое в России здание специально построенное как музейное помещение для хранения и демонстрации коллекции произведений искусства русских императоров. Само здание и отделка его залов выполнены по проекту немецкого зодчего Лео фон Кленце. Друзья, сегодня мы посетим один из залов Нового Эрмитажа именуемый как "Галерея истории древней живописи". Николай I, приглашая для воплощения своей идеи создания публичного художественного музея, выбрал в качестве исполнителя выдающегося европейского архитектора Лео фон Кленце, яркого представителя европейского неоклассицизма - направления в архитектуре получившее широкое распространение в Европе со второй половины XVIII века и вплоть до середины XIX века. Кленце, к тому же, является основоположником собственного стиля - "мюнхенского классицизма". Так вот, Галерея истории древней живописи, а сегодня это зал №241
музея Государственный Эрмитаж, находится на втором этаже Нового Эрмитажа. И по задумке архитектора посетители музея, прежде

Новый Эрмитаж первое в России здание специально построенное как музейное помещение для хранения и демонстрации коллекции произведений искусства русских императоров. Само здание и отделка его залов выполнены по проекту немецкого зодчего Лео фон Кленце.

Зал №24. Галерея истории древней живописи. Фото автора.
Зал №24. Галерея истории древней живописи. Фото автора.
Зал №24. Галерея истории древней живописи. Фото автора.
Зал №24. Галерея истории древней живописи. Фото автора.

Друзья, сегодня мы посетим один из залов Нового Эрмитажа именуемый как "Галерея истории древней живописи". Николай I, приглашая для воплощения своей идеи создания публичного художественного музея, выбрал в качестве исполнителя выдающегося европейского архитектора Лео фон Кленце, яркого представителя европейского неоклассицизма - направления в архитектуре получившее широкое распространение в Европе со второй половины XVIII века и вплоть до середины XIX века. Кленце, к тому же, является основоположником собственного стиля - "мюнхенского классицизма".

Антонио Канова. Геба. Фото автора.
Антонио Канова. Геба. Фото автора.
Антонио Канова. Парис. Фото автора.
Антонио Канова. Парис. Фото автора.

Так вот, Галерея истории древней живописи, а сегодня это зал №241
музея Государственный Эрмитаж, находится на втором этаже Нового Эрмитажа. И по задумке архитектора посетители музея, прежде чем ознакомиться с обширным собранием живописи, расположенного в нескольких залах Нового Эрмитажа, предварительно попадали в эту самую Галерею, одну из самых значимых экспозиций Эрмитажа. Этот зал служил как бы введением в залы, где собраны произведения западноевропейского искусства.

Фото автора.
Фото автора.
Купольное тондо "Император Адриан повелевает художникам подражать тем образцам, которые он видел в заморских странах". Фото автора.
Купольное тондо "Император Адриан повелевает художникам подражать тем образцам, которые он видел в заморских странах". Фото автора.

Попадая в это великолепное по отделке помещение можно словно в машине времени попасть в атмосферу древности, увидеть как развивался наиболее популярный вид изобразительного искусства как живопись. На потолочных сводах и стенах галереи размещены фрески, мозаика, картины иллюстрирующие историю развития живописи в античности.

Купольное тондо "Луций Муммий Ахаик и разграбление Коринфа". Фото автора
Купольное тондо "Луций Муммий Ахаик и разграбление Коринфа". Фото автора
Купольное тондо "Луций Муммий Ахаик и разграбление Коринфа". Фото автора
Купольное тондо "Луций Муммий Ахаик и разграбление Коринфа". Фото автора

Архитектурно зал разбит на несколько секций, наглядно это видно по сводчатым потолкам, выполненным в виде купола. Всего таких разбивок девять. Помимо картин и фресок зал украшают изящные экземпляры еще одного вида изобразительного искусства, на сей раз скульптура. Предметы пластического искусства представлены работами западноевропейских мастеров скульптуры во главе с известным европейским мастером Антонио Канова, представителем Венецианской академии изящных искусств.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Идея для сюжетов 86 картин, представленных в галерее, почерпаны из сочинения древнеримского писателя Гая Плиния Секунда "Естественная история" и работ древнегреческих писателя Афинея Навкратийского и др. Посредством этих литературных произведений показана история античного искусства, ее зарождение и развитие.

Пьетро Тенерани. Бюст великой княжны Марии Николаевны. Фото автора.
Пьетро Тенерани. Бюст великой княжны Марии Николаевны. Фото автора.
Антонио Канова и мастерская. Парис. Фото автора.
Антонио Канова и мастерская. Парис. Фото автора.

Для воплощения в жизнь живописной составляющей галереи был выбран художник Иоганн Георг Хильтеншпергер, признанный мастер исторической и религиозной живописи. Работы этого живописца украшают многие музеи и королевские апартаменты. Для исполнения заказа художник выбрал технику живописи как энкаустика, технику применяемую в античности. Причем, он применил сложную и трудоемкую разновидность этой техники - восковую темперу.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Сложность этого способа живописи состоит в том, что связующим элементом красок служит воск. Непосредственно перед рисованием краски нагреваются до расплавленного состояния. Картины, написанные энкаустической краской, отличаются выраженной яркостью и сочностью. И еще один момент, Хильтеншпергер выполнял работы не на холсте, а на медных листах, полностью подражая античной технике энкаустики. Таким образом он написал восемьдесят картин, все они выполнялись в его мастерской в Мюнхене, по мере готовности панно отсылались в Петербург. Другие шесть работ в формате тондо (круглое произведение искусства) принадлежат итальянскому художнику Косрое Дусси, кстати, все они размещены на потолочных сводах галереи.

Фото автора.
Фото автора.
Антонио Канова. Танцовщица. Фото автора.
Антонио Канова. Танцовщица. Фото автора.
Антонио Канова. Голова гения смерти. Фото автора.
Антонио Канова. Голова гения смерти. Фото автора.

Да, еще один момент касательно интерьеров Галереи: в 2005 году, в день рождения Эрмитажа после двухлетней реставрации состоялось ее открытие. И в наши дни мы можем видеть интерьеры галереи в том виде, в каком они были 5 февраля 1851 года, когда состоялось торжественное открытие музея Новый Эрмитаж и правящая династия Романовых предоставило широкой публике возможность насладиться шедеврами собрание искусства. Зачинателем знаменитого собрания Эрмитажа была императрица Екатерина II, а днем рождения музея рождения выбран день памяти одной из самых почитаемых святых начала IV столетия Екатерины Александрийской.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Антонио Канова. Танцовщица. Фото автора.
Антонио Канова. Танцовщица. Фото автора.

Друзья! С информацией о западноевропейской скульптуре, представленной в Галерее истории древней живописи можете ознакомиться в продолжении, во второй части, которая выйдет следом за первой. Не пропустите!

Антонио Канова. Елена Прекрасная. Фото автора.
Антонио Канова. Елена Прекрасная. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

На сегодня всё! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы!