Мы продолжаем рассказывать о книгах, вошедших в виртуальную выставку «Встань и иди: книги, помогающие жить», которые помогут вам в сложное время, потому что истории, рассказанные в них, поддержат своим примером.
Армандо Лукас Корреа – журналист, редактор, писатель и лауреат нескольких наград Национальной Ассоциации Латиноамериканских изданий и Профессионального журналистского сообщества. Его роман «Девушка из Германии» стал международным бестселлером и уже переведен на тринадцать языков.
Книга написана в жанре исторической драмы и основана на реальных событиях. В романе рассказана судьба двух женщин из разных поколений одной семьи. В 1939 году юная Ханна Розенталь вынуждена бежать на Кубу от нацистской власти. Вместе с возлюбленным и другом детства Лео она садится на лайнер «Сент-Луис», который обещал безопасно довезти беженцев до берегов островного государства, однако спастись и сойти на сушу удается не всем и влюбленные разлучаются.
Спустя долгие годы, в 2014 году в Нью-Йорке двенадцатилетняя Анна обнаруживает послание от дальней родственницы Ханны - бабушка нашла внучку сквозь время и расстояние. Чтобы вернуть связь поколений и семейную историю, Анна вместе с мамой отправляется в Гавану, навстречу вновь обретенной бабушке.
Чем больше Анна узнает о том плавании, тем больше раскрывается суровой правды о войне. Трансатлантический лайнер «Сент-Луис» вышел из порта Гамбурга 13 мая 1939 года. На борту лайнера находились 900 пассажиров, большинство из них – немецко-еврейские беженцы, и 231 член экипажа. Двумя днями позже еще 37 пассажиров поднялись на борт в порту Шербур.
У беженцев были разрешения на посадку, Куба должна была стать транзитным пунктом, поскольку у путешественников уже были визы для въезда в США. Однако за неделю до отплытия корабля из Гамбурга президент Кубы Федерико Ларедо Бру опубликовал Декрет 937 (названный так по количеству пассажиров), аннулировавший разрешения на посадку. Когда корабль 27 мая 1939 года прибыл в порт Гаваны, то кубинские власти не позволили ему причалить и лайнер был вынужден бросить якорь в Гаванской бухте.
Пассажиры в отчаянии отправили телеграмму супруге президента Кубы:
«Более 900 пассажиров, 400 женщин и детей, просят Вас использовать свое влияние и помочь нам выйти из этой ужасной ситуации. Традиционный гуманизм Вашей страны и Ваши женские чувства дают нам надежду на то, что Вы не откажете нам в нашей просьбе». 30 мая 1939 г.
Только 22 пассажира сошли в Гаване - некоторых ждали родственники, и только четырем кубинцам и двум испанцам нееврейского происхождения было разрешено высадиться на берег, а остальные пассажиры были вынуждены ждать на корабле.
Капитан судна, Густав Шредер, защищал пассажиров с момента их отплытия из Гамбурга и начал делать все возможное, чтобы найти негерманский порт, где они могли бы сойти на берег. Лайнер отправился в Майами, но правительство Франклина Рузвельта не позволило кораблю зайти в порт. Такой же отказ был получен от канадского правительства Маккензи Кинга.
Лайнер «Сент-Луис» был вынужден снова пересечь Атлантику, взяв курс на Гамбург. Только за несколько дней до прибытия лайнера в ходе переговоров удалось достичь соглашения: Великобритания приняла 287 человек, Франция – 224, Бельгия – 214, Голландия – 181. После того как в сентябре 1939 года началась Вторая Мировая война, только 287 человек, принятых Великобританией, оказались в безопасности. Большинство остальных пассажиров пережили все ужасы войны или были уничтожены в нацистских концентрационных лагерях.
В 1949 году Густав Шредер написал книгу «Бездомные в открытом море» о плавании, которое совершил «Сент-Луис». Капитан Шредер умер в 1959 году и 11 марта того же года Яд ва-Шем, официальное израильское учреждение, занимающееся сохранением памяти о жертвах Холокоста, посмертно признал его праведником народов мира.
Только в 2009 году США приняли резолюцию, «признающую страдания беженцев в результате отказа правительств Кубы, США и Канады в предоставлении им политического убежища». На Кубе даже сегодня в учебниках истории не пишут ни строчки об отказе принять лайнер с беженцами, а все документы, связанные с прибытием лайнера в Гавану, исчезли из Национального архива Кубы.
В книге «Девушка из Германии» подробно раскрыта судьба этого плавания, а также Ханны Розенталь, которой вместе с 22 другими пассажирами разрешили сойти на Кубе. Стал ли остров спасением или проклятием? Ханне удалось дожить на Кубе до преклонных лет, но она всегда с грустью вспоминала Европу и места своего детства. На долгие годы она оказалась разлучена со своими родными и близкими – ей пришлось забыть о своем происхождении и прошлом. Только внучке Анне Розен она доверила свои воспоминания о прожитом. Особенно яркими стали моменты, когда юная Ханна внезапно почувствовала себя иной и «нечистой» среди вчерашних друзей, и как тяжело стало жить в Берлине после прихода к власти нацистов.
Фашизм разрушил судьбы многих семей по всему миру. Роман Армандо Лукаса Корреа «Девушка из Германии» по праву можно назвать историческим, ведь автору удалось поднять непопулярную страницу Второй Мировой войны, когда многие страны запада показали свое негуманное отношение к беженцам. Только стойкость и сила воли помогли пассажирам «Сент-Луиса» начать новую жизнь в других странах этого негостеприимного мира.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента