Музыкальная индустрия давно скатилась в тотальную помойку, особенно популярные исполнители. Ничего уникального из популярной музыки мы не слышим примерно с 2010 годов. За исключением пары исполнителей. Например Lorn и The Frown, но по правде это все вкусовщина.
Но что если я расскажу вам сегодня об абсолютно уникальном и интересном музыканте. О котором я на 100% уверен вы не слышали? Этот музыкант наплевал на все стандарты музыкальной индустрии и делает строго свою тему. Он обрел огромные армии фанатов по всему миру и продолжает создавать уникальнейший звук. Музыкант который слышит больше чем вы можете себе представить! Слушая музыку которого вы перенесетесь в абсолютно другой мир понятный только ему. Музыкант который отказался от продюсеров и денег ради своего стиля…. Он был настолько самобытен, а его музыка радикальна что далеко не все понимали его. Его смело можно называть законодателем и отцом жанра синтипопа восьмидесятых!
Джон Маус композитор и музыкант из Остина США родился 23 февраля 1980 года. На данный момент он состоит в браке с известной венгерско - американской художницей Кикой Каради. Каради известна своими масштабными картинами в стиле нуар и является необычным творческим человеком как и Джон.
Маус с ранних лет проявлял интерес к музыкальным инструментам. Увидев выступление Ариэля Розенберга Джон окончательно понял что решил посвятить свою жизнь музыке.
Хоть родом он из Остина практически всю свою жизнь Джон живет на Гавайях где преподает творческую философию в университете в Маноа. Музыкальный путь Джона достаточно длинный и интересный. На его стиль и звучание очень сильно повлиял тот же Ариель Розенберг который сегодня выступает под псевдонимом Ариель Пинк.
Маус был его поклонником и умудрился даже подружится с ним. На начальном этапе своей карьеры он выступал вместе с ним, а так же появился на 3 его альбомах в виде второго вокалиста. Да и просто помогал в записи его альбомов.
Так же Джон некоторое время играл простым клавишником в группе Animal Collective из-за чего безвозвратно влюбился в звуки синтезатора. Несмотря на все свои связи и достаточно хорошие знания электронной музыки, Маус принципиально хотел быть самобытным и не похожим на других. Он долго искал свой стиль и вел запись своего первого альбома более 4 лет. Причиной тому были многочисленные эксперименты с вокалом. На первых парах Маус пытался петь, что у него получалось не особо хорошо. Сквозь многочисленные эксперименты со своим голосом Джон нашел свой стиль. Свой голос он пропустил через ревербератор и программер добавил плотный бас. Из-за чего его вокал получился меланхолично апокалиптически депресивным. В дальнейшем это сформировало тот самый узнаваемый стиль, а именно баритоновый стиль пения с использованием винтажных звуков синтезатора. Некоторые слушатели характеризуют его направление как готик поп 80х годов.
Его ранние лоу фай записи восхитили и вдохновили многих музыкальных гиков развивающихся в этом направлении. Благодаря чему появилось множество подражателей.
Само звучание Мауса максимально хаотично . Представьте хмурый перекошенный синтипоп сделанный по законам Лоу фай, заряженный беспорядочным уникальным вокалом. При этом тексты его песен далеко не о любви. Это настоящие поиски себя и рефлексия. Наряду с этой безбашенной атмосферой твой мозг автоматически рисует картину одиночества и размытые огни ночного города, по которому ты колесишь в своем пошарпаном мускул каре, или идешь по пустым улицам и пинаешь консервную банку. Но не все такпросто Джон умеет хорошо иронизировать как например в его треке «too much money” Маус рушит привычные стандарты минора, и если ты попытаешься его понять то ты поймешь что он такой же как и ты.
По сути это 40 летний философ которому в руки попала драм машина и синтезатор, а он не растерявшись начал играть на них, попутно изучая и распевая гротескные песни. Ранее влияние на его творчество оказали такие музыканты как Сид Баррет, Джим Морисон, Нирвана, композиторы эпох средневековья, возрождения и барокко. Маусу так же очень нравились органные партии.
Для обычного слушателя это просто музыка, но касаемо звучания Джон сделал жанр синти попа абстрактным, умело балансируя на грани чувственности и сюрреализма. Сумбур шумов, мелодий, свистов и зажеванных слов его мелодии остаются надолго в голове. При этом его музыка дается не всем с первого раза, некоторым ее приходится расслушать, кому то нравятся все композиции, а кто то шарахается и не понимает в чем смысл. Равнодушным не останется никто.
Джон Маус необычный человек. Вся его необычность начинается на сцене. Именно там он будет яростно бить себя микрофоном по голове, плача над темным и энергичным синтипопом. Его глаза будут плотно закрыты, а одежда будет пропитана потом на сквозь! Он никогда не будет обращаться к слушателю, не будет подшучивать между песнями, но он будет той самой ключевой фигурой весь свой концерт. Маус это музыкальный интеллектуал - который точно знает что делает, в некоторм смысле он савант. Он видит то что не видят другие. Зритель увидев его концерт первый раз может сравнить это лишь с каким то безумием или сектой.
Сольную карьеру Джон начал с 2006 года выпустив первый альбом под названием Songs, он включал в себя 16 треков. Альбом был встречен резко негативными отзывами критиков. «Этой шестерке Ариэля пинка потребовалось 4 года что бы написать и записать свой дебютный альбом, и всего 5 минут что бы стать более раздражающим чем Ариель Пинк" - писали «CMJ»
Тем не менее у Мауса появились постоянные слушатели поддерживающие его, а так же несколько композиций которые реально запомнились и сформировали уникальный стиль Джона Мауса. Вы только послушайте трек с космической атмосферой и интересным вокалом.(And Heaven Turned to Her Weeping) Нелепую но запоминающуюся мелодию в треке Maniac. Но самым прорывным треком в альбоме Songs стал трек Just Wait Til Next Year - это шикарная композиция показывает мауса во всей красе и дает понимание того что он настоящий музыкант!.Что все что он делает имеет смысл и теперь у него есть слушатели.
В 2007 году Маус выпускает второй альбом под названием «Love is Real» Критики уже тепло встретили этот альбом, а Мауса озаглавили как самостоятельную прямоходящую двуногую единицу. Альбом был очень популярен в узких кругах а Маус активно выступал со своим репертуаром караоке выступлениями. Именно тогда появился его узнаваемый концертный стиль. Где он молотил себя микрофоном по куполу и изголялся выкрикивая непонятные фразы.
Трек Rights for Geys - стал некой визитной карточкой Мауса и звучал очень кинемотографично. В треке «My Whole World Coming Apart» Джон активно эксперементирует со своим стилем и немного меняет вокал, вдохновляясь видимо ранними записями группы Ah-a. Но самым прорывной и интересной композицией этого альбома стала песня под названием «Silent Horus» Это был настоящий прорыв и интереснейшая музыка. Маус записал эту песню используя всего лишь два инструмента, он использовал синтезатор и драм машину, возможно вдохновившись в том же году вышедшим альбомом Kanye Westa Welcome to Heartbreak. Тем не менее у него получилось сделать что то уникальное и свое.
Но этого всего было недостаточно… Определенная популярность была, но все равно Джона знали только в очень узких кругах. Джон никогда не был зависим от денег и популярности. Нет! Он хотел быть популярным, но строго в своей теме, делая то что нравится именно ему. Без продюсеров и навязанных идей с трендами.
Он прекрасно знал что такое тренды, он чувствовал их, но в то же время Джон был к ним безразличен, ведь у него полностью свой непохожий на других взгляд на музыку. Джона не интересует коммерческий успех его альбомов, Джону важно что бы его услышали. Не смотря на его нестандартный взгляд, Ариель Пинк неоднократно предлагал записать ему поп трек, так как музыкальный талант Джона был очевиден. Ведь один трек помог бы стать Джону более популярным, и помочь расширить аудиторию его слушателей. Джон прислушался к совету, но все равно сделал все по своему. Он просто пропал снова на 3 года начав изучать политическую философию в университете Маноа, а позже даже преподавать. Только к 2011 году он заявил что заканчивает работу над 3 студийным альбомом.
В 2011 году Пригласив к сотрудничеству шведскую певицу Молли Нильсон, Джон записывает с ней кавер на ее же поп песню со своим взглядом на звучание, под названием Hey Moon которая моментально становится хитом и появляется во многих чартах. При этом оригинал песни записанный в 2008 году до кавера Джона никто не знал, кроме преданных фанатов Молли. Но поп песня это или нет решать вам, я ведь говорил что Джон все это видит строго по своему. Если это и поп музыка, то я бы отнес ее к категории аутсайд. Ибо это тот самый поп который может играть лишь в голове Джона Мауса. Мрачный и в то же время добрый и максимально душевный текст заставляет тебя ностальгировать - вот только над чем? Одному Джону известно. Зацикленный синтезатор уносит тебя куда-то в Америку 80х к ночным фильмам и боевикам, напоминая о старых компьютерных играх. А вокал - который напоминает крунинг 50х в дикой солянке с электроникой едва слышен сливая с приятным женским голосом Молли Нильсон. И вот живое выступление - всего лишь одно что я смог найти. Уделанный потом Джон в гордом одиночестве под тысячами глаз - как в последний раз напивает до боли знакомый мотив. Hey Moon это произведение искусства. Послушайте эти строчки - с какой душой записано это и почему многие слушатели плачут полушав эти тексты….Никто не знает - вот она магия Джона Мауса.
В этом же 2011 выходит его новый и прорывной альбом «We Must Become the Pitiless Censors of Ourselves» Дословно «Мы должны стать безжалостными цензорами самих себя» название альбома происходит от цитаты из книги "Пятнадцать тезисов о современном искусстве" французского философа Алена Бадью. Именно эта пластинка сделала Мауса популярным. Альбом содержит всего 11 треков но каждый трек это хит. Это был один из самых успешных альбомов Джона.
Он набрал 80 баллов на Metacritics что является очень хорошим результатом.
Альбом содержал тот самый сингл - кавер «Hey Moon» которую Маус охарактеризовал как «простую банальность» - но как и в любой простой поп песне в ней есть нечто большее - эта песня не преступна со всех сторон обычна и шаблонна… как и все, я это говорю потому что я безжалостный цензор самого себя - дополнил он.
«Либо его песни эволюционировали - либо культура подхватила его» - New York Times
«Лучшая новая музыка» - Pitchfork
«Шедевр лоу фай и синти поп» - Tiny Mix Tapes
Критики определенно были довольны альбомом, и как минимум не ожидали что Джон вернется с таким шумом. Его песни были глотком свежего воздуха, и точно попали в тогдашние тренды. А сам исполнитель - аутсайдер незаметно для всех стал мыслящим творцом, а по версии фанатов непризнанным гением.
Трек Keep Pushing On - был попсовым и в то же время необычным.
«Вот летит ракета - Города нет»
«И стоит ли уйти - Ведь небо путь в никуда»
Кричал джон с надрывом - вроде бы все просто но в этом определенно что то было.
Необычный синтипоп и меланхоличный вокал в треке Crucifix
Гротескный и мрачный звук с ироничным текстом - Cop Killer - где джон нестеснясь предлагал убить всех копов.
«Давайте Убьем всех копов» Всех до одного - спокойным плотным басом раз за разом повторяет Джон.
Каждый трек из этого альбома получился самобытным и интересным. Джона признали дарованием и он начал собирать достаточно большие залы. Где устраивал настоящий качественный трешачок. Он изгибался и изголялся, кричал и плакал параллельно молотя себя микрофоном по голове. Обливался водой, непопадая в ноты. Слушатели негласно прозвали это караоке шоу, а критики смеялись над ним. Тем не менее Джону это все было по кайфу, именно так он выплескивал свои эмоции и энергию, отдавая себя всего полностью слушателю. Испонив всего один трек он выглядел так как будьто отработал несколько часов на тяжелой работе, и его публике определенно это нравилось.
В 2012 Маус был творчески выжат, и заявил что пока что не видит своей дальнейшей музыкальной карьеры. С 2012 по 2016 он не выпускал никакой новой музыки проводя время в полной изоляции, тогда же он погрузился в эксперименты со звуком, просто пробуя любой музыкальный трюк который мог прийти ему в голову.
«Я стал одержим исключительно этим вопреки всему остальному» - говорил он!
Из этих 4 лет отсутствия он потратил 2 года на обучение тому как правильно создавать модульные синтезаторы, еще 2 на завершение 338 страничной десертации на тему «Коммуникации и Контроль» которая обсуждала вляние технологий на социальный контроль. За нее он получил степень доктора политических наук в гавайском университете. Как появлялось свободное время по вечерам он писал новые звуки постоянно ‘эксперементируя с синтезаторами и в конце 2017 года он представляет свой новый альбом Screen Memories.
Который звучал уже гораздо интересней и мрачнее. Альбом содержал мрачные апокалиптические темы и был вдохновлен лентой новостных событий того времени. При этом впервые некоторые звуки синезаторов были созданы при помощи нейронной искуственной сети.
Альбом получил отличные отзывы критиков и был удостоен множества положительных рецензий. Достиг 14 строчки рейтинга в билборд, а на 3 композиции были сняты музыкальные клипы. Так же в 2018 году вышло дополнение куда вошли оставшиеся треки.
По сути обычный артист - аутсайдер. Кстати артист аутсайдер это тот кто записывает музыку дома своими силами либо не имеет должных знаний и образования для того чем он занимается. Так вот обычный артист оутсайдер который пишет музыку дома как обычный самоучка достиг высот и высших строчек биллборда просто занимаясь тем что ему нравится.
Примечательно то что практически всю свою музыку мауз записывает и производит абсолютно один, у него нет пиар менеджеров, рекламщиков, продюсеров. его любовь к трудолюбию поражает, а альбом Screen Memories, это некая резолюция его творчества.
На этой пластинке маус значительно повзрослел и помрачнел, будьто бы смирился и подавил некую боль, начав рассуждать на злободневные темы и иронично всмеивать события. Смеясь в лицо насущим проблемам и непочтительно зловеще угорая Маус не особо общался с общественностью в своих песнях.
Джон напрямую говорил -"лично у меня просто нет никакого дара к стихам – вообще Есть много примеров того, как стихи сочетаются с музыкой для создания лучшего звучания, но я не умею писать стихи! На изучение этого у меня просто нет времени. Кроме того, я убежден что стихи чужды музыке. Некоторые из лучших треков не имеют какого то смысла в текстах.»
Сценарист Чал Рэйвенс предположил, что невнимательность Мауса к текстам привела к тому, что у них появились "неистребимые ментальные образы", как, например в треке "Teenage Witch" ("Хочешь разжечь костер, ведьма? За эту ледяную сиську?!") и "Pets" ("Твои питомцы умрут!"). Поклоники умудрились рассмотреть в этом глубокий смысл и интерпретировать это как мудрость. В большинстве случаев они просто додумывают за Джона - хотя он не вкладывает в это какой то смысл.
Итак вернемся к Screen Memories! Джон подошел к этому альбому со всей серьезностью. Помните я вам говорил что ранее он делал только караоке выступления, где по верх его студийной записи он добавлял свой голос. В этот раз он решил сделать полностью живой звук.
В июне 2017 года за несколько месяцев до выхода Screen Memories Маус объявляет о летнем турне которое по сути стало его первым публичным выступлением с 2012 года. И заявляет о том что отныне у него будет живой звук. А так же скоро будет новый альбом. Набрав живую группу которая состояла из его брата Джозефа мауса басиста, Люка Дарджера клавишника и барабанщика Джонатана Томпсона он начинает летнее турне со своими старыми хитами разогревая и подготавливая слушателей к новому альбому. В августе он выпускает первый новый трек The Combine, который сопровождается психоделическим клипом режиссера Тины Ривьеры, следом в октябре выходит сингл Tenage Witch, и видеоклип который представляет коллаж архивных записей Джона Мауса в его школьные годы. Далее знаменитый Tochdown с одноименным видеоклипом. Помимо синглов на альбоме много хороших треков которые в рамках звука Джона звучат абсолютно по новому.
Например Dicide Decide - имеет очень необычное звучание для мауса, там же он использует новую вариацию своего вокала.
Композиция Edge of Forever более напоминает электронную музыку, и похожа на ранние записи группы Kraftwerk. Очень свежо и необычно, чувствуются эксперименты Джона.
Вдохневленная Интерстеллар композиция Sensetive Recollections - с очень оригинальным звучанием, похожим на электронную балладу, заставляет играть свою мелодию надолго в голове.
В апреле 2018 года Джон Маус выпускает дополнение к своему новому альбому которое содержит 12 бонусных треков под названием Addendum
"На самом деле я сделал нечто большее, чем альбом, но потом я понял, что у меня есть материал, достойный двух альбомов» - заявил Маус
С этого же месяца Джон со своей группой начинает турне по Америке в поддержку альбомов Screen Memories и Addendum. Маус выступает еще с большей самоотдачей, его вокал звучит более поставленно, а живой звук его коллектива вызывает мурашки. Честно давно хотел сказать, это не барабанщик а дарование, Баркеру на заметку. Мауса даже пригласили на KEXP, где он исполнил свой полный перформанс и пообщался с ведущим, это кстати одно из эталонных выступлений, где он во всей красе исполнил один из лучших своих треков
And the Rain...
Все было гладко, Джон добился огромного успеха со своим альбомом, а так же взашел на вершину синтипоп сцены, получил награду от Pitchfork в категории «Лучший Альбом» во многих кругах его начали считать прародителем и отцом готик поп жанра и одной из самых ключевых фигур жанра синти поп. Его когда то вдохновитель, Ариель Пинк остался далеко позади.
Помимо прорывного альбома в 2011 году, маус со Screen Memories смог прочно закрепится в своем жанре. Критики восхволяли его.
«Альбом с полной уверенностью передает сбивающую с толку личность Мауса иногда глупую, иногда мысляшую, иногда взрывную, он производит впечатление человека, полностью владеющего своими вспышками тряски и клоунады, что делает его интересным, даже если мы не понимаем для чего он это делает.» -Record Collector
«Грандиозный и сбалансированный альбом со своего рода игривой абсурдностью - ощущением нигилистической самоотдачи. Которое задевает за живое так, как не удается большинству откровенно политических альбомов! и Видно что Маус мастер своего дела в мельчайших деталях» - Pitchfork
"На протяжении всей записи ощущается летаргия, но это значительно перевешивается поразительными моментами неземного блаженства наряду с глубокими размышлениями об изолированном интеллекте Джона» - Crack
Все было прекрасно, Джон отдавался работе и гастролировал по европе. Хотя залы были небольшими, они были битком. 26 июля коллектив Мауса прибыл в Цесис. Цесис это небольшой город в латвии всего с 15 тысячами жителей. Началась подготовка к выступлению которое должно было состоятся 28 июля. Все шло по плану, пока неожиданно Джозефу Маусу, младшему брату Джона не стало плохо. Коллектив вызвал скорую но пока ехали врачи Джозеф Маус скончался в возрасте всего лишь 30 лет от ранее не выявленого заболевания сердца. Джон незамедлительно прервал тур заявив об этом в своем твиттере. В связи с этой ситуацией у Мауса начались огромные финансовые проблемы изза чего пришлось вернуться к концертной деятельности уже в конце 2018 года, но уже без группы. В ноябре 2021 на музыкальном фестивале Substance в Лос Анджелесе, Маус пригласил Ариеля Пинка в качестве звукорежиссера на свое выступление, но Пинк отказался, изза того что считал Джона опустошенным после смерти брата и считал что он делает это только изза денег. Позже Пинк коментировал: «Зачем тебе это Джон? Они же платят тебе за это очень мало, могу доплатить я!» После этого Пинк и Маус больше не общались…
Полную версию смотри на моем канале.