Найти тему
Телеканал "78"

В Петербурге исчезли три вокзала — что с ними случилось?

Коллаж 78.ru: wikimedia.org/Никонико962; Alex 'Florstein' Fedorov, flaticon.com
Коллаж 78.ru: wikimedia.org/Никонико962; Alex 'Florstein' Fedorov, flaticon.com

Отношение к вокзалам делит людей на два типа: одни любят привокзальную романтику, со вкусом промасленного беляша, запитого кофе «три в одном» за 15 минут до отправления, другие — впадают в тревогу еще до выхода из дома, представляя баулы, толпу людей на платформе и гулкий голос проводницы, объявляющей об окончании посадки. Впрочем, эта статья будет интересна и тем, и другим.

Рассказываем, как добраться до работающих вокзалов Петербурга, и где искать призрачные следы пропавших зданий и платформ.

Московский вокзал

Вокзал, с которого для многих туристов начинается знакомство с городом. При выходе из здания Главного петербургского вокзала гостей встречает обелиск в центре Площади Восстания и гигантские буквы «Город-герой Ленинград».

Проектирование пассажирской станции в Петербурге было начато в 1843 году. Отсюда в середине XIX столетия протянулась до Москвы первая в России, крупнейшая в то время в Европе, двухпутная магистральная Петербурго-Московская железная дорога.

1 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие и начало регулярного пассажирского сообщения. За полторы сотни лет здание и территория постоянно менялись, появлялись новые пути, мраморный вестибюль с колоннами, большое панно на стене. Так, в 1961 году к зданию вокзала был пристроен корпус по Лиговскому проспекту – второй павильон станции метро «Площадь Восстания».

фото: wikipedia.org / Красный
фото: wikipedia.org / Красный

Но крупнейшая модернизация последних лет случилась в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Тогда за два года провели работы по повышению уровня транспортной безопасности. Были усовершенствованы внутренняя и внешняя системы видеонаблюдения, и перенаправлены пассажиропотоки внутри комплекса.

Число пассажиров существенно увеличилось после запуска «Сапсанов» по маршруту Санкт-Петербург – Москва и обратно. Расстояние между городами (650 км) скоростной поезд преодолевает меньше чем за 4 часа. Ну разве не красота! Важно помнить, что посадка на скоростной поезд начинается за 45 минут до отправления, т.к. перед посадкой проводится осмотр пассажиров и их багажа.

До Московского вокзала можно доехать на метро – до станции Площадь Восстания или Маяковская. На станции есть указатель, как выйти к вокзалу. До вокзала также идет наземный транспорт практически с любой остановки Невского проспекта, а перед вокзалом есть небольшая автопарковка, куда пропускают машины такси.

фото: wikipedia.org / Karl Brodowsky
фото: wikipedia.org / Karl Brodowsky

Адрес: Невский проспект, 85

Расписание поездов и электричек: ссылка

Ближайшая станция метро: Площадь Восстания (Красная ветка), Маяковская (Зеленая ветка)

Камера хранения: Автоматические камеры хранения расположены на 1-ом и цокольном этажах вокзала.

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Ориентир: обелиск «Городу-герою Ленинграду»

фото: wikipedia.org / Sadnesseug
фото: wikipedia.org / Sadnesseug

Ладожский вокзал

Ладожский — самый молодой вокзал в Петербурге. Расположен он на северо-востоке города. Строительство вокзала продолжалось два года, с 2001 по 2003, и было завершено к трехсотлетию города на Неве. Удивительное по своей архитектуре здание, состоящее из двух соединенных пролетами круглых башен, и увенчанное сложной, практически невесомой на вид конструкцией из стекла и металла, смогло объединить под одной крышей три составляющие вокзала – товарную станцию и множество направлений пассажирских поездов дальнего и ближнего следования.

Место будущей застройки играло важную роль в транспортном сообщении Санкт-Петербурга с момента прокладки первых железнодорожных путей в начале прошлого века. В те времена на берегу реки Оккервиль, протекающей в районе станций метро «Ладожская» и «Проспект Большевиков», находилась деревня Яблоновка, принадлежавшая вместе с окрестными землями роду князей Долгоруких. Отсюда и пошло название «Дача Долгорукова», как стали именовать товарную станцию, предшественницу Ладожского вокзала.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

На территории вокзала находится 14 железнодорожных путей, восемь из которых предназначены для пассажирских поездов и электричек, а остальные шесть – для грузовых составов. Одновременно Ладожский вокзал способен принять 26 пар поездов дальнего следования и 50 пар пригородных электричек. Сюда прибывают поезда из Москвы, Хельсинки, Бабаево, Костомукши, Мурманска, Петрозаводска, Астаны, Вологды, Пестово, Челябинска, Воркуты, Екатеринбурга, Архангельска.

Интересный факт: первый пробный электровоз, прибывший на Ладожский вокзал, врезался в ограждение и ободрал бок о платформу. Причиной стал неправильный расчет и расположение платформы чересчур близко к путям. Этот случай был единственным неприятным происшествием за всю историю вокзала.

Ближайшая станция метро — «Ладожская» на оранжевой линии (4-ая линия) — сейчас на ремонте. Поэтому организованы дополнительные маршруты наземного транспорта.

Но когда станцию откроют, информация о том, как попасть в метро после прибытия поезда, вам точно пригодится. Итак, надо подняться по лестнице или на одном из эскалаторов в здание вокзала. Следовать по указателям. Из здания вокзала крытые пешеходные галереи ведут непосредственно к станции метро. Выходить на улицу не нужно.

фото: wikipedia.org / Stas Bukarev
фото: wikipedia.org / Stas Bukarev

Около вокзала расположена платная парковка. Она очень удобна, если у вас тяжелый багаж, поскольку примыкает непосредственно к зданию. Чтобы попасть на эту парковку при движении из центра по Заневскому проспекту надо повернуть направо на эстакаду сразу после ТЦ «Заневский каскад».

В ТЦ «Заневский каскад», который расположен рядом, есть обширная парковка на 850 мест. Парковка бесплатная первые 3 часа. Далее — 100 рублей в час. От торгового центра до вокзала 10–15 минут пешком. Въезд в паркинг торгового центра с Заневского проспекта или проспекта Энергетиков.

Адрес: Заневский проспект, дом 73

Расписание поездов, расписание электричек: ссылка

Ближайшая станция метро: Ладожская

Камера хранения: Автоматические камеры хранения расположены в распределительном зале дальнего следования

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Ориентир: торговый центр «Заневский каскад»

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Витебский вокзал

Витебский вокзал — один из самых красивых и кинематографичных в Петербурге. Здесь снимали Шерлока Холмса, «Анну Каренину», «Гибель империи». В «Белой гвардии» вокзал «играл роль» штаба белогвардейцев, а в «Вокзале для двоих» – превращался в место встречи героев в городе Заступинске. Он находится чуть в стороне от исторического центра, но, тем не менее, в относительной близости ко всем основным достопримечательностям Северной столицы.

30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге, протяжённостью 25 км. Она соединила Санкт-Петербург и Царское Село, летнюю императорскую резиденцию. Петербургскую станцию решено было строить у Загородного проспекта между казармами лейб-гвардии Семёновского полка и полковой Введенской церковью, находившейся недалеко от Введенского канала. Сооружение временного деревянного станционного здания началось 9 августа 1837-го и было завершено в конце сентября. Спустя десять лет, в 1848 году, в связи с увеличением пассажиропотока принято решение о строительстве нового здания.

Новый каменный двухэтажный вокзал в стиле неоренессанс был возведен рядом со старым зданием в середине 19 века, который через несколько лет также оказался недостаточно вместительным и достраивался.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Вокзал в царской России был буквально «окном в Европу» — поезда отсюда ходили в Прибалтику вплоть до пандемийного 2020-го года, но сегодня из заграничных маршрутов остались только белорусские Гомель и Брест.

Быстрее всего до Витебского вокзала можно добраться на метро. Ближайшие станции — «Пушкинская» и «Звенигородская». Большая скорость и отсутствие пробок делают этот путь самым надежным. По прибытии на станцию следуйте по указателям «выход к Витебскому вокзалу». На наземном транспорте рискуете опоздать — в часы пик в центре города серьезные пробки. Если вы на авто — непосредственно перед зданием со стороны Загородного проспекта расположена платная парковка.

Адрес: Загородный проспект, дом 52

Расписание поездов, расписание электричек: https://t.rasp.yandex.ru/station/9602496/tablo/?date=all-days

Ближайшая станция метро: Пушкинская, Звенигородская

Камера хранения: Автоматизированные камеры хранения расположены на 2-ом этаже здания вокзала

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Ориентир: высокая башенка вокзала с часами

фото: wikipedia.org / A.Savin
фото: wikipedia.org / A.Savin

Балтийский вокзал

Вокзал расположен на южной окраине центра города в Адмиралтейском районе. Строительство Петергофского (Балтийского) вокзала, четвертого по счету в Петербурге, стало важным явлением в развитии общественно-транспортных зданий в период 1853 – 1857 г.г. Новый вокзал в Петербурге создавался по проекту известного русского зодчего Александра Ивановича Кракау. Своим обликом он частично напоминал фасады Восточного вокзала в Париже.

Вокзальный комплекс получил удачную «привязку» — он отнесен вглубь от набережной Обводного канала. Это позволило создать перед главным фасадом обширную площадь, которая сегодня является удобной транспортной развязкой. Новый вокзал создавался как царский, это наложило особенности на его планировочную структуру. Левая часть здания предназначалась для коронованных особ и их свиты, выезжающих в петергофские резиденции. Правая часть здания отводилась служебным помещениям. 21 июля 1857 года состоялось торжественное открытие вокзала и регулярного движения по Петергофской железной дороге.

В 2001 году вокзал реконструировался в связи с переориентированием пригородных перевозок с Варшавского вокзала. К зданию пристроили кассовый блок, который закрыл нижнюю часть витражей бывшего дебаркадера. Пространство отделили от платформ витражом, установили турникетную линейку для выхода к платформам.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

По объему пассажирских перевозок в пригородных поездах он занимает второе место в Северной столице и ведущее место по России. Вокзал соединяет Петербург с туристическими центрами — Петергофом, Ораниенбаумом и Гатчиной. Ежегодно посмотреть знаменитые пригороды отсюда отправляются миллионы туристов.

Ближайшая станция метро «Балтийская» — красная линия. Вход в метро находится в главном холле вокзала. Если идти от поездов вход в метро находится в конце главного холла справа. Выходить на улицу не нужно. Также можно доехать на наземном транспорте — автобусы и троллейбусы. Но по рабочим дням, особенно в часы пик, наземный транспорт может застрять в пробках. Парковка для авто и такси расположена на территории Гатчинского двора, в 30 метрах от вокзала.

Адрес: Набережная Обводного канала, дом 120

Расписание поездов, расписание электричек: ссылка

Ближайшая станция метро: Балтийская

Камера хранения: Автоматические камеры хранения расположены на 1 этаже вокзала в световом зале ожидания

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Ориентир: площадь Балтийского Вокзала

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Финляндский вокзал

Расположен в центре города — у Литейного моста. Пробный поезд по Финляндской железной дороге двинулся из Петербурга 22 июня 1869 года и дошёл до станции Парголово. Через полгода выборгский купец Павел Яковлев, взявший подряд на строительные работы, закончил в столице возведение каменного Финляндского вокзала. Современный Финляндский вокзал сооружён в 1970-х годах на месте старого вокзала, сохранив небольшой мемориальный фрагмент предшественника.

В годы блокады Финляндский вокзал, единственный из Ленинградских, продолжал трудиться, являясь начальным пунктом стальной магистрали «Дорога жизни», а 7 февраля 1943 года прибыл первый поезда с Большой земли после прорыва блокады.

К 300-летию Санкт-Петербурга на вокзале провели работы по реконструкции фасада здания, служебных и бытовых помещений, платформ, сделан ремонт внутри помещения, благоустройство прилегающей территории и еще много разных технических преобразований, улучшивших работу транспортного узла.

фото: wikipedia.org / huxleyesque / Maria
фото: wikipedia.org / huxleyesque / Maria

Удобное расположение вокзала позволяет без особых трудностей добраться сюда из любых районов Петербурга. Рядом с вокзалом находятся остановки всех видов транспорта и станция метро «Площадь Ленина». Быстрее всего добраться до Финляндского вокзала можно с любой станции красной линии (время в пути не превысит 20 минут). Павильон станции метро находится в здании вокзала.

Если вы прибыли на электричке и вам нужно спуститься в метро, то сразу после платформ нужно повернуть направо и следовать по стрелкам, ведущим в метро. Через этот выход также можно попасть в город. Если же вы приехали на электричке и нужно выйти в город, то сразу после платформ также можно повернуть налево. Этот выход обычно выходит намного меньше людей, спуск оборудован пандусами, что удобно для людей с большим багажом.

Адрес: площадь Ленина 6 лит. Е

Расписание поездов, расписание электричек: ссылка

Ближайшая станция метро: площадь Ленина

Камера хранения: Автоматические камеры хранения расположены в центральном Световом зале

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Ориентир: памятник Ленину на броневике

Закрытые вокзалы Петербурга

фото: wikipedia.org / Никонико962
фото: wikipedia.org / Никонико962

Варшавский вокзал

Варшавский вокзал стал третьим по счету в Санкт-Петербурге и являлся начальной станцией на Петербурго-Варшавской железной дороге. Его возвели в 1853 году. Тогда вокзал начал обслуживать первый участок магистрали, проложенный от Санкт-Петербурга до императорской резиденции в Гатчине. После того, как в декабре 1862 года было открыто движение до Варшавы, он долгое время являлся единственным международным вокзалом России.

Богатые и влиятельные люди своего времени путешествовали в Европу на поездах, которые отправлялись с Варшавского вокзала и отличались удобством и роскошью. Во время Первой мировой войны вокзал принимал составы с ранеными солдатами. После, в 1949 году, сильно пострадавшее от обстрелов здание восстановили.

В 1960 году железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадера, саму конструкцию разобрали. В советское время Варшавский вокзал соединили с веткой соседнего Балтийского вокзала. Варшавский стал принимать поезда из стран Европы и отправлять составы, следующие в Прибалтику и западную Украину. Ежедневно через вокзал проходили до 20 пар поездов дальнего следования и пригородные электрички.

Развал СССР и последовавшее за этим отделение стран Прибалтики поспособствовали значительному снижению пассажирооборота и приходу в упадок некоторых участков железной дороги. Варшавский вокзал продолжил свое существование в основном для обслуживания поездов пригородного значения.

фото: vokzal1853.ru
фото: vokzal1853.ru

В период с 2003 по 2006 год продолжалась реконструкция здания, и перестроенный по проекту итальянского архитектора Джованни Бартоли бывший вокзал стал торгово-развлекательным комплексом «Варшавский экспресс». А с недавнего времени теперь это новый фуд-молл Vokzal 1853.

Пространство внутри оборудовано многочисленными лестницами – эскалаторами. Под его стеклянной крышей расположились: фитнес-клуб, супермаркет, кафе, рестораны и кинотеатр. Удобнее всего добраться сюда на метро. Нужно доехать до станции Балтийская или Фрунзенская, и от них пройти пешком по набережной около 10 минут.

Адрес: набережная Обводного канала, 116

Ближайшая станция метро: Балтийская, Фрунзенская

Ориентир: Храм Воскресения Христова

фото: wikipedia.org / А. И. Вильборгь (альбом фотографий) / Общественное достояние
фото: wikipedia.org / А. И. Вильборгь (альбом фотографий) / Общественное достояние

Охтинский вокзал

Находился на Большой Охте, на пересечении Полевой и Панфиловой улиц, на месте нынешнего дома № 36 по проспекту Металлистов. Здесь начиналась Ириновская железная дорога. В 1895 году движение по Панфиловской улице было продолжено до Невы, открыта станция – Охта-Нева, здесь же находились пристань и склад топлива. Станция была деревянной.

Движение по узкоколейке от Охты до Ржевки было ликвидировано в 1929 году. Затем по разобранной трассе уложили пути городского трамвая. Здания вокзала сегодня не существует.

Адрес: вокзал находился на пересечении Полевой и Панфиловой улиц, на месте нынешнего дома № 36 по проспекту Металлистов

фото: wikipedia.org / Общественное достояние
фото: wikipedia.org / Общественное достояние

Приморский вокзал

Еще один ныне не существующий вокзал в Петербурге. Располагался на Новодеревенской набережной, чуть западнее границы Строгановского сада, недалеко от современной станции метро Черная речка.

Линия от вокзала отходила на север, в направлении Коломяжского моста (через Чёрную речку), а после моста разветвлялась на три направления: на запад, сливалась с существующей ныне линией в районе современной станции «Новая Деревня»; на север, линия шла вдоль нынешнего Коломяжского проспекта до Озерков; на восток, была соединительной линией Приморского и Финляндского вокзалов.

В результате наводнения 1924 года вокзал и линия существенно пострадали; к тому же переезды на товарной линии, проходившей в уровне улиц, мешали работе гужевого транспорта. Во второй половине 1920-х годов, после вхождения Приморско-Сестрорецкой железной дороги в состав Октябрьской железной дороги, вокзал был демонтирован, а отправление поездов перенесено на Финляндский вокзал.

Адрес: вокзал находился на Новодеревенской набережной, 17. Сейчас на этом месте находится дом № 15 по Приморскому проспекту.

фото: wikipedia.org / Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера[de]. 1845 / Общественное достояние
фото: wikipedia.org / Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера[de]. 1845 / Общественное достояние

Павловский вокзал

Павловский вокзал называли русским Тиволи: оформление и садово-парковый дизайн не уступали в живописности этому итальянскому городу. С первых же дней открытия вокзал, который сегодня назвали бы кластером всевозможных развлечений, стал местом притя­жения петер­бургской публики.

Факти­чес­ки это была первая открытая для публики концертная площадка, где звуча­ла оркестровая музыка, собиравшая большое количество меломанов, особенно летом. Сезон длился с мая по октябрь. В летний период сюда в поисках развле­чений стекались многочисленные слушатели самых разных сословий. Благо­даря постоянной музыкальной программе, балам и появившимся позже тема­ти­ческим концер­там вокзал стал важным звеном в формировании культурной жизни в России XIX века, альтернативной практикой салонного приватного аристократи­ческого музицирования. По сути, это была летняя филармония, конкурирую­щая с Филармоническим обществом Петербурга – старейшей музыкально-общественной организацией России (основано в 1802 году).

Уникальное здание было утеряно во время Великой Отечественной войны — его сожгли фашисты. Сейчас о вокзале напоминает еловая аллея, чугунный фонарь и памятный камень с мраморной доской.

Адрес: Павловский парк