Найти тему

ЧМЭ5-0008: история (не)везения

Ранее на канале мы опубликовали статью "ЧМЭ5: ненужный, невостребованный, несвоевременный", в которой речь шла обо всей серии и ее судьбе. В этой статье речь пойдет об истории одной конкретной машины из опытной серии маневровых тепловозов. Именно эта машина, на наш взгляд, показалась наиболее интересной и примечательной. С одной стороны, через историю ЧМЭ5-0008 можно проследить всю трагическую судьбу всей этой серии. С другой стороны, машине с номером 0008 повезло уцелеть. Впрочем, повезло ли?

Чем примечательна дата 26 декабря в истории? В этот день в 1991 году официально прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. Это событие стало поворотным в истории нашей страны, истории сопредельных стран и мировой цивилизации в целом. Этот же факт, стал одним из важнейших, пусть и не самым главным, который привел к прекращению работ по разработке и запуску в серийное производство маневровых локомотивов ЧМЭ5 завода "ЧКД".

По случайному совпадению, именно в этот день годом ранее, 26 декабря 1990 года, заводом "Прага" был построен герой нашей публикации, тепловоз ЧМЭ5-0008. Он получил заводской номер 16744 и спустя три дня, 29 декабря 1990, был передан заказчику, МПС СССР. Как и большинство его собратьев тепловоз поступил в депо Дебальцево-Сортировочное Донецкой железной дороги УССР.

Как было рассказано в статье про всю серию, мощные маневровые локомотивы, поступившие на Донбасс, с самого начала оказались невостребованными. Грузооборот катастрофически снижался, и для столь мощных машин просто не оказалось подходящей работы. Вместо выполнения прямых обязанностей - работа с тяжелыми составами на вывозной и сортировочной работе, тепловозы привлекались в том числе к вождению пассажирских составов и небольших грузовых составов, для которых их возможности были избыточны.

В 1997-1998 году на Донецкой дороге произошло списание невостребованных локомотивов серии ЧМЭ5. Из всех машин больше всего повезло двум - с номерами 0008 и 0012. Последний был установлен в качестве памятника на станции Волноваха. Но спустя несколько лет, в 2011 году, ЧМЭ5-0012 был демонтирован, порезан и утилизирован.

Что касается ЧМЭ5-0008, то ему повезло остаться единственным выжившим из всей серии. В мае 1998 года он был списан и 16 сентября 1998 года передан в Донецкий музей железнодорожного транспорта, где находился в хорошем состоянии до поры до времени.

В связи с подготовкой к проведению на Украине в 2012 году чемпионата мира по футболу, часть матчей которого проводилась в городе Донецке, было принято решение о реконструкции железнодорожного вокзала Донецка.

После проведения реконструкции площадь Донецкого музея железнодорожного транспорта существенно сократилась и уже не смогла вмещать в себя все имеющиеся фонды. Большинство экспонатов музея были переведены на базу запаса на станции Ясиноватая для временного хранения, но оттуда уже не вернулось. Места для такой большой машины с непримечательной истории в музее не нашлось, и 0008 остался на базе запаса, где постепенно ржавел и разрушался.

В связи с историей реконструкции вокзала Донецка и всем, что произошло в дальнейшем с Донецким музеем железнодорожного транспорта, в некоторых источниках пишут много нелицеприятного о руководстве музея, которое не было заинтересовано в его работе, сохранности музейных экспонатов и допустило ситуацию, при которой музей лишился большого количества уникальных и раритетных машин. В 2018 году на Youtube было опубликовано видео с говорящим названием, отражавшим текущее состояние бывшего музейного экспоната.

На этом злоключения последнего выжившего ЧМЭ5 не прекратились. С началом боевых действий Ясиноватая была неоднократна подвергнута обстрелам. По базе запаса, где хранился в том числе 0008, несколько раз прилетало. Постаралась и авиация, и артиллерия. Большая часть техники была иссечена осколками, стекла выбиты. Но еще до этого всё, что можно внутри, было разворовано и разграблено.

На текущим момент ЧМЭ5 имеет печальный вид, а его состояние наводит на мысль о том, что восстановить эту машину будет очень сложно. Тем не менее окончательно тепловоз пока не разрушен, а в сети периодически возникают обсуждения на тему того, что экспонаты музея необходимо перевезти в Донецк или в Санкт-Петербург для реставрации, восстановления внешнего вида и возвращения в постоянную экспозицию одного из музеев страны.

Сложно сказать, когда это произойдет и произойдет ли. Но будем надеяться, что с завершением СВО и с полным освобождением территории ДНР, республика начнет активно восстанавливаться, а вопросы сохранения исторического наследия, к которым можно отнести и такие замечательные технические экспонаты, снова станут актуальными и приоритетными.

Что касается ЖД моделизма, то модели ЧМЭ5-0008 в масштабе 1:87, к сожалению, пока так и не повезло появиться на свет. Разработкой модели именно этой машины несколько лет занимается студия ARtModel. 3D модель уже давно спроектирована, но на данный момент все зависло на этапе проектирования и подготовки ходовой части. Когда будет завершен проект, пока не известно.

-9

Хотели бы себе модель ЧМЭ5-0008 в масштабе 1:87? Напишите в комментариях, порадовала бы вас эта модель или нет, и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы собираем для вас все самое интересное в мире отечественного ЖД моделизма!

В статье использованы фотографии, размещённые на портале "Паровоз ИС", форме Scaletrainsclub и в соцсети ВКонтакте.

Благодарим Сергея Логунова за помощь в подготовке данной публикации и предоставленные фотоматериалы!

Первая часть истории ЧМЭ5 доступна по ссылке: