Найти в Дзене

Елена Жилинская: «Общественная дипломатия как инструмент внешней политики»

Выступление руководителя Центра правозащиты российских граждан в Абхазии, золотого призера Лидера народной дипломатии Елены Жилинской на V Международном патриотическом Форуме «Миротворчество поколений в исторической памяти российского государства».   Тема доклада: «Оценка перспектив Общественной дипломатии в современном многополярном мире».  Мое сегодняшнее выступление посвящено актуальной теме – общественной дипломатии, которая уже сегодня становится значимым фактором во внешней политике стран, инструментом продвижения национальных интересов за рубежом, формирования союзников и партнеров. Сегодня мы все чаще слышим словосочетание «мягкая сила», которое используется в общественно-политической дискуссии нашей страны. Естественно все больше людей задаются такими вопросами:   Таким образом, «мягкая сила» – это концепция (набор идей), призванная содействовать достижению внешнеполитических целей государства через создание его привлекательного образа. Публичная дипломатия является внеш

Выступление руководителя Центра правозащиты российских граждан в Абхазии, золотого призера Лидера народной дипломатии Елены Жилинской на V Международном патриотическом Форуме «Миротворчество поколений в исторической памяти российского государства».

 

Тема доклада: «Оценка перспектив Общественной дипломатии в современном многополярном мире». 

Мое сегодняшнее выступление посвящено актуальной теме – общественной дипломатии, которая уже сегодня становится значимым фактором во внешней политике стран, инструментом продвижения национальных интересов за рубежом, формирования союзников и партнеров.

Сегодня мы все чаще слышим словосочетание «мягкая сила», которое используется в общественно-политической дискуссии нашей страны. Естественно все больше людей задаются такими вопросами:

  • а как понять концепцию «мягкой силы»?
  • какое место в дипломатической практике занимает система публичной дипломатии?
  • какова роль российских некоммерческих организаций в развитии публичной дипломатии России?

 

Таким образом, «мягкая сила» – это концепция (набор идей), призванная содействовать достижению внешнеполитических целей государства через создание его привлекательного образа.

Публичная дипломатия является внешнеполитическим инструментом и в первую очередь это информационная политика, работа со СМИ, современная цифровая дипломатия, образовательные программы, программы академических обменов, деятельность аналитических центров (экспертная дипломатия), программы гуманитарного сотрудничества. Все это позволяет вовлечь довольно широкий слой населения другого государства.

Стоит также отметить, что публичная дипломатия всё же нацелена на работу с конкретными целевыми группами, к которым прежде всего относятся зарубежные элиты и политические лидеры, представители деловых кругов, экспертно-академическое сообщество, медиа сообщество.

Для чего это делается? Ответ очевиден цель одна - сформировать положительное мнение в интересах своего государства, изучив общественное мнение для установления диалога с зарубежным обществом и проведение информационных и других компаний.

Государство в этом случае выступает «заказчиком» и главным спонсором для проведения программ публичной дипломатии в лице официальных структур или ведомств.

Мы с вами наблюдаем, что происходит в наши дни - как распространяются идеалы и стандарты западной жизни в разных странах через систему образования через «культурную дипломатию»…… А в последнее время в мире распространяется «культура отмены».

Что это значит? Это неизбежное столкновение культур в условиях раскола цивилизации, столкновение экономических и политических интересов. Формируется новая геополитическая реальность.

Представители различных культур не согласны быть глобализированной массой, они хотят быть частью многополярного мира – более совершенного и справедливого. Уже большая часть населения планеты выступает за такую архитектуру мира, в их числе Россия, Китай, Индия, Бразилия и т. д.

Вызов, перед которым сегодня оказалось человечество, ставит вопрос уже не только о праве различных цивилизаций и государств вести независимую политику, но и о существовании человеческой цивилизации вообще.

Россия, находясь в центре мировых геополитических процессов, отстаивает многополярную архитектуру мира как наиболее совершенную исправедливую модель развития государств. Особую актуальность приобретают сегодня 

Некоммерческие организации, которые выполняют роль базового инструмента в реализации понимания «мягкой силы» через систему институтов публичной дипломатии.

Это такой своеобразный мост между правительством и гражданским обществом, который и выстраивает систему диалогов с зарубежными обществами, на уровне общественных организаций.

 

Возникает вопрос, а что в России понимается под НКО? Это любая организация, «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Деятельность всех НКО в России регулирует Федеральный закон о некоммерческих организациях (N 7-ФЗ от 12 января 1996 г.)

Особенность состоит в том, что под понятием НКО предусмотрены самые разные организационно-правовые формы деятельности общественных организаций: от фондов и автономной некоммерческой организации (самой распространенной и облегченной формой существования НПО в России) до частных корпораций, государственных, муниципальных бюджетных учреждений.

Сделан акцент не на форме, а на некоммерческом характере общественной организации, которая не может своей главной целью ставить извлечение прибыли, а в какой форме работает НКО – АНО (автономная некоммерческая организация) или бюджетное учреждение, не имеет значение.

Получается, что понятие НКО в российской практике шире, чем понятие НПО, которая, с точки зрения российского закона, лишь организационно-правовая форма НКО.

По сути же под НКО российские чиновники, дипломаты и прочие публичные лица, использующие этот термин, понимают именно неправительственную организацию, поэтому в российском публичном контексте принципиальной разницы между НПО и НКО нет.

Большой ажиотаж вокруг законодательства, регулирующего деятельность НКО в России возник в связи с принятием поправок, предусматривавших введение понятия «иностранный агент». Эти поправки были внесены вскоре после активизации протестной политической деятельности оппозиции в 2011–2012 гг. (так называемый «Марш миллионов» и события на Болотной площади в преддверии президентских выборов в России), в которой принимали активное участие некоторые российские некоммерческие организации правозащитной направленности, финансируемые на западные гранты. 

Российское государство приняло решение навести порядок и поставить под государственный контроль систему финансирования некоммерческого сектора. Кроме того, роль неправительственных организаций в антиконституционных действиях против законного правительства показали события периода так называемых «цветных революций» по периметру российских границ (Сербия, Грузия, Кыргызстан, Украина).

Особенно показателен пример Кыргызстана, где на страну с населением в 6 млн человек приходится более 10 тыс НПО, большинство из которых живут на западные гранты и активно участвуют в перманентном процессе смены руководства государства.

Особенно ярко политическая роль НПО проявилась в ходе последней революции на Украине в 2014 году, где представители общественных структур и СМИ принимали самое активное участие в раскачивании ситуации.

Роль НПО в «цветных революциях» на постсоветском пространстве, протестная активность части НКО в России способствовали формированию однозначно негативной оценки участия неправительственных организаций в политической деятельности.

По характеру своей работы все российские неправительственные организации можно разделить на две группы.

Первая группа – академические институты, исследовательские и аналитические центры, которые занимаются экспертной работой в сфере международных отношений.

Вторая группа НПО – это общественные организации действия, для которых на первый план выступает не аналитическая работа (хотя они вполне могут ею заниматься), а проектная и программная деятельность (мероприятия, которые они реализуют в сфере публичной дипломатии).

Как правило, эти НПО – небольшие рабочие площадки, которые реализуют различные проекты: конференции, круглые столы, обменные программы и прочее. 

По своему характеру НПО (НКО) – естественные союзники государства, но в российской действительности, как правило, работают самостоятельно, без особого внимания со стороны государства.

Если сравнивать, как работают дипломатические системы «коллективного Запада» и РФ, то, к сожалению, пока российская система серьезно уступает по ряду параметров. Прежде всего это координация усилий как по вертикальной шкале на уровне международных организаций (ООН, G7+ НАТО, ЕС, МВФ и др.), отдельных стран и их региональных объединений, так и по горизонтали на уровне военных, экономических, финансовых, специальных и других служб и ведомств.

В российском сегменте до сих пор нет четкой идеологии, следовательно, отсутствует долгосрочная стратегия, отсутствует единый координирующий центр принятия решений. Ресурсы, в том числе и аналитические, раздроблены по различным ведомствам . Вообще отсутствует системная работа с инструментальными организациями гражданского общества как внутри РФ, так и за рубежом.

 

К основным институтам в системе публичной дипломатии в России можно отнести:

1. Президента России. Главное лицо публичной дипломатии, определяет и формирует риторику сферы публичной дипломатии. С 2013 года президент инициирует распределение президентских грантов через систему российских грантооператоров для финансирования социально-значимых проектов, в том числе в сфере общественной дипломатии.

2. Совет Безопасности России. Осуществляет формирование основных направлений внешней политики России.

3. Администрация Президента России. Играет непубличную роль в реализации публичной дипломатии России, в том числе координирует многие вопросы, связанные с содержательной работой в этом направлении.

4. Государственная Дума Российской Федерации (парламентское измерение публичной дипломатии). Комитет Совета Федерации по международным делам; Комитет Государственной Думы по международным делам.

5. Министерство иностранных дел России, Департамент по связям с субъектами Федерации, Парламентом и общественными объединениями (ДСПО), в рамках которого существует Отдел по взаимодействию с неправительственными организациями (информационно-аналитическая и сводная работа по линии российских НПО международников); Департамент информации и печати (информационно-разъяснительная работа по линии публичной дипломатии) (ДИП); Департамент международных организаций (работа с международными организациями и НПО) (ДМО); Департамент по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС). 

Частично работу с зарубежными НПО работой с зарубежными НПО выполняют и другие функциональные и региональные департаменты, однако, консолидированная работа по направлению публичной дипломатии отсутствует.

В российских посольствах существует практика работы с местным гражданским обществом, однако, не всегда и не везде. 

Очень многое зависит от рабочей атмосферы в посольствах и восприятия послом важности работы с местным сообществом.

6. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Формально Россотрудничество входит в систему МИД России. Однако деятельность агентства в его программной части полностью автономна. Основная сфера интересов Россотрудничества – проекты в сфере общественной дипломатии (то есть неполитические контакты), работа с соотечественниками, продвижение русского языка и культуры, общественная дипломатия, содействие международному развитию (СМР).

7. Министерство образования и науки России (в части обучения иностранных студентов России – образовательное направление публичной дипломатии).

8. МИА «Россия сегодня».

9. Система информационных каналов Russia Today, вещающих круглосуточно в том числе на английском, арабском, испанском языках. МИА «Россия сегодня», Sputnik, каналы Russia Today занимаются информационно-разъяснительной работой в системе публичной дипломатии России.

10. Общественная палата России. Развивает общественную дипломатию, с зарубежными институтами гражданского общества, занимается темой соотечественников. Серьезного участия в проектах публичной дипломатии не принимает, за исключением периодического взаимодействия с экспертами на площадках палаты для обсуждения тех или иных международных вопросов.

11. Департаменты, отделы и прочие структурные единицы в российских министерствах и госорганах, занимающиеся международной деятельностью. Как правило, эти структурные единицы нужны для поддержания контактов с партнерскими ведомствами, работы со СМИ. В редких министерствах есть желание и возможности заниматься самостоятельно международными проектами в сфере публичной дипломатии (форумы, конференции, круглые столы и проч.).

12.Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, Фонд «Русский мир», Институт демократии и сотрудничества (парижский офис).

13. Крупнейшие российские академические институты и аналитические центры (thinktanks): Российский совет по международным делам (РСМД), Международный дискуссионный клуб «Валдай», РИСИ, СВОП, ИМЭМО и другие научные институты Российской академии наук. 

14. Межгосударственные фонды и организации с участием России (например, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государствучастников СНГ, МФГС).

15. НПО-международники, которые представляют гражданское общество и активно содействуют развитию как общественной, так и публичной дипломатии России.

Несмотря на приведенную выше систематизацию, все эти ведомства работают, как правило, автономно.

Отсутствует единый координационный орган, низкий уровень информированности о работе некоммерческих организаций как на подсоветском пространстве, так и за рубежом.

 

Сложившаяся ситуация требует новых подходов, в области дипломатии как основы международной коммуникации.

Принципы и алгоритмы действий такой дипломатии только формируются. Поэтому, необходимо создавать систему коммуникации, проводить совместные Форумы общественной дипломатии с участием российских и зарубежных НКО и представителей зарубежных общественно-политических элит, разрабатывать совместные международные проекты с общественными организациями.

Как назовут формирующуюся систему, станет ясно потом, когда она образуется. Её качественные характеристики будут зависеть от многих факторов, в том числе от того, насколько ответственно нынешние игроки - большие, средние, малые - подойдут к выстраиванию взаимоотношений.