Найти тему

«Отстаньте от меня. Я уже взрослая и сама знаю, как мне жить! 9 класс вообще можно не заканчивать»

Оглавление
Мама Александра, ее старшая дочь и внучка
Мама Александра, ее старшая дочь и внучка

Лена всегда была не по годам независимой. В 7 лет она топала ножкой и заявляла, что будет ходить в школу одна, ну и что, что на улице темно? В 11, когда начался переходный период, начала дерзить и всячески испытывать родителей на прочность. В 13 сделала тату, которое мама заметила случайно только через несколько месяцев. А в 14 могла на несколько дней пропасть из дома, отключив при этом телефон.

И только мамины любовь и терпение и поддержка специалистов Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детских деревень SOS» помогли этой семье справиться с кризисом.

Испытание подростковым бунтом

– Ситуация был очень тяжёлая, – рассказывает мама Лены Александра. – Классный руководитель звонил и говорил, что Лены несколько дней не было в школе. А её и дома не было, я только предположить могла, где она.

Дочь уезжала ночевать к новой подруге, которую мама ни разу не видела и не знала, где та живет, и пропадала на несколько дней. Телефон отключала или просто не брала трубку. Мать сходила с ума, не зная, где ребёнок, жива ли она. Несколько раз была готова вызвать полицию. Но каждый раз останавливала себя, боясь, что это вконец испортит их отношения. Хорошо ещё, что удалось разыскать контакты мамы той девочки – там была не вполне благополучная семья, – и только от неё мать узнавала, что с дочерью всё в порядке.

А потом Лена, как ни в чем ни бывало, возвращалась домой.

– Сложнее всего было не сорваться, не ударить, не наговорить грубостей, – признается Александра. – Если честно, этого очень хотелось, нервы просто сдавали.

Это страшно – когда никаких рычагов

Отец Лены, кстати, этого испытания не выдержал – ругался, оскорблял, применял силу. В ответ на это дочь ещё больше отдалялась, кричала, что её здесь не понимают, что она покончит с собой, вскроет вены или прыгнет с крыши… И снова уходила к своей подруге.

Под её влиянием Лена тоже не хотела учиться, она уже придумала свой жизненный план: «Отстаньте от меня. Я уже взрослая и сама знаю, как мне жить! 9 класс вообще можно не заканчивать. Лучше устроиться работать официанткой или фасовщицей в продуктовый, а вечером с друзьями тусоваться!»

– Я была на грани отчаяния от того, что не осталось никаких рычагов влияния на дочь. Это правда очень страшно. Когда ты говоришь, а там как стена, ребёнок тебя не слышит. Грубит в лицо. Пропадает где-то ночами, а домой приходит только за деньгами…

У меня есть старшая дочь, ей уже больше 30-ти и она сама растит дочку. Так вот, с ней у меня не было таких проблем и к такому подростковому бунту младшей я была не готова…

Старшая дочь Александры и младшая дочь - Лена
Старшая дочь Александры и младшая дочь - Лена

Помощь пришла вовремя

Елена поняла, что сама не справится, и начала искать психолога.

– На проблемы с дочерью наложился кризис в отношениях с мужем, мы развелись. Плюс я потеряла работу, с деньгами какое-то время было плохо. Жизненная ситуация была тяжелая. Но меня волновал прежде всего мой ребёнок, наши с ней отношения, её будущее. Я боялась всего: что она совершит суицид, начнёт употреблять запрещенные вещества или с ней случится какая-то другая беда, – делится мама.

В это время от знакомых Александра узнала, что специалисты Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи помогают семьям преодолевать различные кризисные ситуации.

Женщина обратилась в программу. Наши психологи составили для семьи индивидуальный план работы, Александра начала посещать занятия с психологом, постепенно к ней присоединилась и её дочь Лена.

– Психолог меня очень поддержала, спасибо ей огромное. Я немного успокоилась, когда поняла, что всё делаю правильно. Не кричу и не давлю на ребёнка, не наказываю её нелюбовью от собственной беспомощности. Наоборот, говорю дочке, что люблю её, что я всегда на её стороне и готова поддержать. Уверенность в том, что тебя любят и помогут, что бы ни случилось – это, по-моему, главное, что должна дать ребёнку мама. Если он попадёт в сложную ситуацию, эти слова обязательно всплывут в его голове, и он придет за помощью. И ещё я поняла, что подросток, даже когда он отрицает родителей и ругается с ними, внутри всё равно – ребёнок, и любит своих маму и папу. Родителям очень важно не потерять эту любовь, не оттолкнуть, не разорвать хрупкую связь.

Два года работы со специалистами Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи помогли маме и дочери пережить трудное время и найти общий язык.

– Слава Богу, кризис миновал и уже несколько лет мы живём спокойно, – говорит мама. – Лене сейчас 19 лет, она окончила школу, учится в колледже предпринимательства, работает администратором и планирует получать высшее образование. Её отношения с папой тоже постепенно наладились.

А та подружка, у которой Лена когда-то пропадала ночами, бросила школу и теперь ведёт маргинальный образ жизни.

Однажды Александра спросила у дочери: «Ты понимаешь, что могла оказаться на её месте?» На что дочь ответила: «Понимаю. Но у неё не было такой мамы, которая дёргала, заставляла учиться, не оставляла в покое. А у меня такая мама есть. Спасибо тебе, мам…»

Эта и другие истории о роли мамы в жизни ребёнка – часть социальной кампании «Самое главное слово», которую запустила благотворительная организация «Детские деревни SOS» в преддверии Дня матери в России (26 ноября). Акция посвящена самым главным людям в жизни каждого человека – мамам, особенно важны мамы для детей. Акция направлена на сбор средств для помощи детям.

Психологи и другие специалисты «Детских деревень SOS» помогают детям, оставшимся без опеки близких, пережить травмы детства и подготовиться к самостоятельной взрослой жизни, а также помогают детям из кровных семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, чтобы предотвратить попадание их в интернатные учреждения. Но самое главное – дети из любой формы опеки обретают маму, заботу и любовь, семью, в которой им безопасно.

Поддержите детей, помогите им вернуть слово МАМА!