Каждый раз говоря о композиторах второй половины XX века я испытываю сомнения. Уж очень злополучная массовая культура отравила нас, сделала маловосприимчивыми к музыке как к виду искусства. А искусство естественным образом развивается, меняется. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения одного из тех людей, кто за эти изменения отвечает. Кто-то называет их авангардистами, а кто-то считает, что польский композитор Кшиштоф Пендерецкий (Krzysztof Penderecki) уже давно причислен к классикам. Как и многие композиторы, Пендерецкий проходил через разные этапы, через поиски стилей для реакции на противоречивую эпоху, в которой мы живем. Диапазон этих поисков от сонористики и алеаторики до неоромантизма. Музыка Пендерецкого совершенно непостижимым образом сочетает в себе огромную силу и внутреннее напряжение с лёгкостью восприятия. Пендерецкий родился 23 ноября 1933 в польском городе Дембице. После окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове он стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Германии и в США. Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960 году, когда был исполнен "Плач по жертвам Хиросимы". В творчестве композитора представлен и симфонический жанр, и современная опера. Особое место в нем занимает религиозная музыка Страсти по Луке, Stabat Mater, Утрене, в которой использованы православные тексты на церковнославянском языке. Композитора уже нет с нами, он скончался в марте 2020 года.
Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо.