Найти в Дзене
«Тессеракт».

«Военная доктрина США ч.3».

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — 34-й президент США.
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — 34-й президент США.

Президентство Эйзенхауэра (1953-1961 гг.) – «массированное возмездие».

При администрации Эйзенхауэра в ядерной политике США окончательно утвердилась стратегия «массированного возмездия» («massive retaliation»). Эйзенхауэр продолжил политику сдерживания СССР, провозглашенную Трумэном, в направлении использования ядерного оружия как «дешевой замены обычным вооруженным силам». Государственный секретарь Дж. Даллес представлял её в январе 1954 г. как «массированный ответ на советскую агрессию» даже в том случае, если агрессия будет исключительно неядерная.

В ядерной стратегии США в период администрации Эйзенхауэра ключевым словом было «возмездие». Доктрина, по существу, базировалась на положении о подавляющем превосходстве США над Советским Союзом в ядерном оружии, экономическом и научно-техническом потенциалах и предусматривала ведение против СССР и других социалистических государств только всеобщей ядерной войны. Американскому военно-политическому руководству эта война представлялась как одностороннее нанесение ядерных ударов по территории СССР, тогда как территория США оставалась бы неуязвимой или почти неуязвимой для ответного удара. Сущность принятой в США стратегии “массированного ядерного возмездия” состояла в немедленном нанесении по противнику при любом варианте возникновения военных действий массированных ядерных ударов и ведении ядерной войны с неограниченным использованием всего созданного ядерного потенциала для достижения победы в кратчайшие сроки. С целью разъяснения сути стратегии «массированного возмездия» в директиве СНБ NSC-5602 впервые официально было декларировано, что американская ядерная политика предусматривает упреждающее использование ядерного оружия до начала общей ядерной войны, когда это будет разрешено президентом. В марте 1956 г. Эйзенхауэр одобрил приложение к данной директиве, содержащее единственное дополнение – устанавливалось, что президентское решение об использовании ядерного оружия может быть выдано военным заранее и командирам разрешалось принимать решение о применении ядерного оружия для обороны своих войск. Данная трактовка стратегии «массированного возмездия» оставалась в силе в течение всего срока администрации Эйзенхауэра с некоторыми изменениями в политике. Например, в директиве СНБ NSC-5707 констатировалось, что ядерное оружие должно рассматриваться как «обычное оружие с военной точки зрения». В NSC-5707 было записано: «… политика США – возлагать главную, но не единственную надежду на ядерное оружие; объединять применение ядерного оружия с другими видами оружия в арсенале США; рассматривать ядерное оружие как обычное оружие с военной точки зрения; использовать ядерное оружие, когда требуется для достижения национальных целей. Заблаговременное раз решение на использование ядерного оружия выдается в соответствии с процедурой, установленной президентом».

В последующем политика «массированного возмездия» была развита в директиве СНБ NSC-5906/1 в части, касающейся использования ядерного оружия до начала общей ядерной войны и для целей обороны. Директива устанавливала, чтобы планирование предусматривало оценку обстановки, предшествующей началу общей ядерной войны, когда использование ядерного оружия не будет обусловлено военной необходимостью или достижением национальных целей. Согласно директиве, назначенные командующие должны быть готовы использовать ядерное оружие, когда это потребуется для обороны.

Президент Эйзенхауэр поручил специально сформированной экспертной группе оценки технологических возможностей (Technological Capabilities Panel) исследовать уязвимость США от внезапных атак. Доклад по результатам работы группы был представлен Эйзенхауэру в феврале 1955 г. Группа оценила потенциальную уязвимость США по четырем периодам: первый период – в течение 1955 г., когда «США имеют преимущество в воздушной наступательной ядерной мощи, но уязвимы от внезапной атаки»; второй – начало1956/57 – конец 1958/60 гг., когда «США будут иметь очень большое преимущество в ядерных наступательных возможностях и будут менее уязвимы от внезапной атаки»; третий – переходный период от второго к четвертому; четвертый – «неопределенный по продолжительности, возможно, начнется в течение десятилетия. Нападение любой из сторон приведет к полному взаимному уничтожению».

Экспертная группа рекомендовала повысить живучесть баз САК, ускорить исследования и разработки баллистических ракет промежуточной и межконтинентальной дальности и повысить эффективность разведки Советского Союза (следствием чего явились разведывательные полеты U-2). Однако даже с учетом выполнения этих рекомендаций авторы доклада считали, что США и Советский Союз продвигаются к безвыходной ситуации, когда обе стороны будут иметь вооружения, достаточные для уничтожения друг друга.

В целом, декларативная ядерная политика и стратегия США при президенте Эйзенхауэре были весьма прямолинейны и имели главной целью демонстрацию решимости обрушить всю американскую ядерную мощь на СССР в случае советской ядерной атаки на территорию США.