Наш мозг — это великолепный инструмент. Так, его левое полушарие способно к логическому мышлению и поиску причин и следствий тех или иных событий. Правда, оно несколько прямолинейно и тяготеет к наиболее простой схеме. Картина мира, в которой у каждого события сотни причин и столько же последствий, вряд ли нравится нашему мозгу. Ведь неопределённость — это один из источников стресса.
Впрочем, часто в восприятии окружающей действительности мы опираемся не на логику, а на некоторые, скажем так, обобщения или, говоря современным языком, программы, над чем не нужно рассуждать, но что понятно нам как само собой разумеющееся. И одним таким обобщением является воззрение, согласно которому, если представитель нашего вида больше нас, то он, вероятно, и сильнее.
Эта программа встречается у многих животных, и чаще всего позы устрашения направлены на то, чтобы казаться больше.
Натыкался на мнение, что всевозможные гребни на шлемах устанавливали по той же причине. Принцип «большой значит сильный» активно использует кинематограф, где главный герой часто не мыслим без огромных мышц. Но и одной из причин посещения тренажёрных залов является подсознательное желание приобрести форму, которая позволит занять более высокое иерархическое положение.
Тем не менее стоит начать более глубоко анализировать эту тему, и картина перестаёт быть столь однозначной. Оказывается, что успешные бойцы самых разных единоборств, фехтовальщики не являются горой мышц. В то же время культуристы и штангисты не демонстрируют выдающихся результатов в единоборствах.
Причина в том, что мышцы — это более сложная структура, чем кажется. Если не лезть в дебри, то даже два человека с равным объёмом мышц будут иметь разные физические показатели и предрасположенности. А разные типы тренировок будут развивать разные физические возможности.
О том, что поднятие тяжести делает человека сильнее, люди, судя по всему, знали давно. Каменные блоки, выполняющие роль современной гири, существовали ещё со времён Древнего Египта. Одной из интересных находок археологов является камень массой 143 кг. На нём написано, что некий грек Бибон, сын Фола, поднял этот камень над головой одной рукой.
Сложно сказать, шутка это или правда, но ещё в начале XX века Артур Саксон смог превзойти эти цифры и поднять одной рукой 159 кг.
На острове Санторини нашли другой камушек массой в 480 кг с надписью, что Евмакс поднял его с Земли... Был ли Евмакс на самом деле или это легенда, история умалчивает.
В Древнем Риме уже существовали выступления атлетов. До нас доходят упоминания о Танате, который ходил по сцене в панцире массой в 200 кг, а некий Фувий Сильвий мог подниматься по лестнице, неся более 600 центнеров груза.
Собственно, нужно отметить, что хоть те, кого называют силачами, существовали всегда, но возможность наращивать действительно большие мышцы появилась только в XX веке. И да, большие мышцы — признак силы, но их объём не прямо пропорционален этой самой силе. Иначе турниры по пауэрлифтингу выигрывали бы бодибилдеры, а это не так.
Если вы взглянете в начало прошлого века, то можете обнаружить, что в ближайшем фитнес-клубе или подвальной качалке можно найти ребят побольше. Это сейчас мы знаем, что за редкими исключениями, для роста мышц нужна работа с большими весами и определённым числом повторений, прогрессия нагрузок, достаточный отдых и хорошее питание. Ну и, естественно, свою роль играет генетика. И, конечно же, весьма популярные анаболические средства.
Кроме того, в наше время разработано много упражнений и созданы тренажёры, позволяющие изолированно прорабатывать отдельные мышцы. Раньше же упражнения были в основном многосвязные направления физической активности, чаще всего никаких отдельных упражнений не было.
Тут можно вспомнить книгу Бенджи Шейна и Джерри Тима «Утраченное искусство бега», в которой автор, встретив в Марокко труппу бродячих циркачей, удивил их своими физическими возможностями. Как оказалось, артисты не знали, что такое упражнения и тренировались, только выполняя те элементы, которые показывали публике.
Попытки автора книги узнать особую технику бега или специальные упражнения, за счёт которых кенийские бегуны так побеждают на соревнованиях, тоже преподнесли сюрприз. Оказалось, кенийцы не учат технику бега. А их успехи, вероятно, связаны с тем, что они очень подвижны с детства, мало сидят и за счёт хорошей осанки более эффективно используют упругость своего тела.
Но к чему это всё? Дело в том, что исторически самым распространённым видом тренировок было то, что сейчас называется функциональным тренингом. Хотя это название несёт оттенок современного маркетинга. Суть в том, что если человек хотел поднимать тяжести, он их поднимал. Если целью являлся бег, он бегал. Чтобы лучше прыгать, он прыгал. Для успеха в фехтовании нужно было практиковаться в фехтовании, а для стрельбы из лука стрелять.
Всевозможные упражнения — это в большей степени порождение нашего времени, когда фитнес стал частью рыночной системы и появилась возможность зарабатывать в данной сфере деньги. После чего посыпались, как из рога изобилия, разные направления, техники, спортивное питание, БАДы и ещё тысяча вещей, которые можно продать.
При этом я наблюдаю тенденцию, когда выполнение упражнения преподносится как нечто необычайно сложное, обязательно требующее помощи тренера, иначе чуть не под тем углом потянули — и всё, разрушение суставов, связок, вплоть чуть бы не до летального исхода.
Хотя, например, Дмитрий Калашников не находит научно подтверждённой связи между техникой и травмами. Чаще злостное нарушение техники наблюдается тогда, когда человек хватает веса, к которым он не подготовлен, что уже и приводит к травме.
Впрочем, как бы тренеры не зарабатывали на клиентах, как по мне, пусть это делают они, а не производители табачных изделий, алкоголя и тому подобного.
Как я уже сказал, чаще всего тренировки в прошлом сводились к практическим занятиям в том, чему желал научиться человек. И если мы говорим о средневековом историческом фехтовании, то оно, конечно, требует определённой силы. Однако масса практически любого одноручного оружия редко переваливается за 1 кг. Разница лишь в том, что у меча, для большего контроля, изрядная часть этой самой массы находилась в рукояти, а у топора или булавы на конце древка.
Но в ходе боя никто обычно резко не тормозил оружие в полёте, оно шло по определённым круговым траекториям, что позволяло экономить энергию. Конечно, если вы офисный работник, живущий без физических нагрузок, ваше запястье забьётся в ходе первых минут учебного поединка. Но в целом, за редким исключением, холодное оружие не являлось чем-то тяжёлым, потому что в бою огромное значение играли скорость, координация движений и выносливость.
Неважно, как сильно вы можете ударить, если вас уже пырнули острой железякой. Опять же, если уровень бойца или бегуна высок, можно было прибегнуть к методу, известному со времён античности, а именно выполнять привычную деятельность с дополнительным отягощением, например, бег или фехтование в доспехах. Но даже в таком случае это всё равно были по большей части аэробные нагрузки, изрядная часть которых затрагивала главным образом ноги, работу сердца. И от бега или поединка в доспехах массой в 20-30 кг особой прогрессии в мышечной массе не будет.
Для этого самого прогресса нужны большие веса и интенсивное воздействие на определённую мышцу, не говоря о важности отдыха, питания и генетической предрасположенности. Ну и нужно помнить, что актёры типа Хафтара Бьёрнссона (игра престолов) или Дуэйна «Скалы» Джонсона не только провели уйму времени в тренажёрном зале, но и сами признавались в употреблении стероидов.
Директор исследовательского центра клинических упражнений Университета Южной Калифорнии, доктор Тод Шредер сообщал, что 75% актёров Marvel прибегали к препаратам, позволяющим улучшить свою физическую форму. И когда Крис Эванс, знаменитый Капитан Америка, говорит, что за 3 месяца набрал 9 кг чистой мышечной массы, будучи вегетарианцем, не стоит думать, что у вас получится так же.
Того же Сильвестра Сталлоне в 2007 году задерживали при въезде в Австралию, у него изъяли 48 ампул анаболического. Арнольд Шварцнеггер всегда честно говорил об употреблении стероидов на протяжении своей спортивной карьеры, даже упоминая названия и дозировки препаратов.
Собственно, большинство крупных парней, которых мы наблюдаем на экранах, вероятно, очень бы удивили жителей Средневековья, потому как их форма — это совокупность большого объёма тренировок, питания и, конечно же, достижений современной фармакологии. И хоть киноделы и художники, используя особенности работы нашего сознания, подкидывают нам образы рыцарей, самураев и прочих представителей воинского сословия с приличной гипертрофией мышц, на деле этого не было. И современники тех же рыцарей рисовали их в гораздо более скромных пропорциях.
В то же время лук в наши дни ассоциируется с чем-то лёгким, эдакое оружие женщин и утончённых эльфов, хоть на самом деле это не совсем так. Но стоит отметить, что между современными луками и средневековыми экземплярами пропасть, связано это с тем, что в наши дни, с одной стороны, существует очень эффективные синтетические материалы, и лук с меньшим натяжением работает гораздо эффективнее, чем более мощный старый деревянный.
С другой стороны, перед современным лучником стоят совсем другие задачи. Ему не нужно закидывать навесом на расстояния в несколько сотен метров тяжёлые стрелы массой около 100 г. Он работает на точность на дистанциях до 90 м, и его стрелы имеют массу менее 20 г. Сила натяжения большинства современных луков менее 30 кг, в то время как в прошлом часто это было минимальное значение, и большая часть тех же английских луков находилась в диапазоне от 35 до 70 кг.
К слову, я, интереса ради, решил взглянуть, какую силу натяжения может создать моя нетренированная рука. Я тянул неправильно, больше за счёт плеча. Если первые разы, которые я посчитал разминочные, значение достигало 27 кг, то когда я включил камеру, дабы продемонстрировать мощь, я уже устал. То есть нескольких натягиваний лука хватило, чтобы нетренированные мышцы забились, и значение натяжения опустилось примерно до 20 кг.
В наши дни живёт Марк Стрэттон, отметившийся в 2004 году стрельбой из лука с натяжением в 90 кг. И подобные экземпляры, судя по всему, существовали в прошлом.
Подготовка Марка сводилась к стрельбе из луков с большим натяжением и нескольким упражнениям, которые тоже могут быть отнесены к функциональному тренингу. Он поднимал наковальню весом более 100 кг и подтягивался на кончиках пальцев.
По заявлению его физиотерапевта, при работе лука с натяжением в 90 кг нагрузка на скелет очень существенная, мягко говоря.
Собственно, о деформированном скелете лучника с затонувшего корабля «Мэри Роуз» я говорил в прошлых статьях.
Как писала исследовательница Анна Стиллан в своей монографии, из-за постоянного воздействия натяжения тетивы лука некоторые скелеты начинали даже наращивать массу кости. Что при таких нагрузках случалось с сухожилиями и мышцами - остаётся только догадываться...
Собственно, тренировка лучника подразумевала не просто натягивание тугого лука. Стрелок должен был делать это раз за разом, практически без промежутков, что, согласитесь, очень напоминает работу за тем или иным современным тренажёром.
Есть мнение, что научиться стрелять необычайно сложно и на это нужны десятилетия. Все мы разные, со своими предрасположенностями. И в интернете вы можете найти истории, когда человек решался пойти в тир, а через полгода получал мастера спорта.
Нужно понимать, что не существовало школ или заведений, где бы тренировались английские лучники. Они были крестьянами, минами, которые стреляли в свободное от работы время. В роли мотиватора тут была политика Эдуарда I, согласно которой по всей стране начали проводить соревнования с ценными призами. Так как земли у условно свободных крестьян не прибавлялось, а детей было много, служба, так сказать, с гособеспечением и возможностью грабить французские поселения была неплохой перспективой.
Лучник же должен был уметь не только точно стрелять, хотя часто это и не требовалось, поскольку в бою стрелы пускали навесом, но и обладать огромной силовой выносливостью. Ведь тугой лук нужно было многократно растянуть. Хороший стрелок делал это более десяти раз в минуту.
Поэтому, вопреки сложившемуся стереотипу, рискну предположить, что самыми физически сильными ребятами в войске были именно стрелки. Правда, опять же, из этого не стоит делать вывод, что раз они сильнее, значит могли бы в рукопашном поединке уделать тех же рыцарей. Та или иная активность создаёт свой физический профиль со своими сильными и слабыми сторонами.
К слову, на Востоке, говорим мы о славянах, арабах, кочевниках или японцах, как правило, не было жёсткого разделения на лучников и сугубо бойцов ближнего боя.
Лук был непременным атрибутом воина и, судя по всему, вносил свой немалый вклад в физическое развитие бойцов. Поэтому не стоит пренебрежительно относиться к этому оружию. В какой-то степени его можно назвать ещё и древнейшим тренажёром, нагружающий мышцы куда сильнее, нежели размахивание той или иной железякой.
Если вам нравится настоящая история, подпишитесь на наш канал!