Добро пожаловать в NHL99, обратный отсчет 100 лучших игроков в современной истории НХЛ по версии The Athletic. Мы составляем рейтинг из 100 игроков, но называем его 99, потому что все мы знаем, кто является номером 1 - нам нужно выяснить, кто занимает все 99 мест в рейтинге.
Сейв, который может стать одним из последних в карьере Кэри Прайса, примечателен тем, что он был очень эффектным, а значит, необычным.
В третьем периоде заключительной игры Монреаль Канадиенс в сезоне 2021-22, когда команда выигрывала у Флориды Пантерз со счетом 8:1, бывший партнер Прайса по команде Бен Шарот бросил шайбу в дальний угол. Прайс выбросил свой ловушку и поймал шайбу, после чего стал делать большую ветряную мельницу с ней, нанеся не только горчицу, но и кетчуп на то, что и так было хорошим сэйвом в бессмысленной игре.
Прайс посмотрел на Шарот и улыбнулся ему. Ему было весело.
Но не такие сэйвы сделали Прайса одним из лучших вратарей своего поколения. Именно отсутствие таких сэйвов и сделало Прайса лучшим вратарем поколения: его умение делать сложные сэйвы простыми, его шелковистая подвижность в своей зоне, благодаря которой он часто оказывался на месте еще до того, как шайба подлетала к нему, позволяя ей удариться и безобидно приземлиться перед ним, где он тут же мог ее накрыть.
Его контроль отскока был очень точным, что редко приводило к появлению второго шанса у соперника. Однажды на тренировке сборной Канады во время Кубка Мира по Хоккею 2016 года помощник тренера Билл Питерс, стоя в углу рядом с воротами Прайса, забеспокоился, что у него не хватит шайб для следующего упражнения. Когда Прайс узнал о затруднениях Питерса во время выполнения текущего упражнения, он отбил следующие семь или восемь шайб прямо в угол Петерса.
"Теперь тебе достаточно?" спросил Прайс у Питерса.
Что определяет Прайса, что делает его уникальным, так это его способность делать сложное простым, невозможное - обыденным. Именно поэтому все его товарищи по команде всегда удивлялись его спокойному поведению в воротах, и именно поэтому все соперники, с которыми он когда-либо сталкивался, казались напуганными этим же поведением.
Если Доминик Хасек использовал свой атлетизм для того, чтобы порхать по всей площадке и творить чудеса, то Прайс использовал его для того, чтобы создавать впечатление, что он даже не старается.
"Это побочный продукт того, что с самого детства мой отец всегда говорил, что нужно избегать лишних движений и быть как можно более эффективным", - сказал Прайс. "Так что с самого детства я придерживался именно такого образа мышления. Да, возможно, в субботу вечером вы добавите немного соли и перца. Но в основном я всегда старался быть как можно более эффективным".
Соль и перец, видите ли, не были нормой. За исключением тех случаев, когда этого требовали определенные обстоятельства. Как, например, сэйв от Шарот в последней игре Прайса, возможно, в его карьере.
"О да, это была жареная курица", - сказал Прайс со смехом. "Мы потом хорошо посмеялись над этим".
С тех пор как Прайс пришел в НХЛ в 2007 году, было много великих вратарей, но, пожалуй, никто не играл на самой хаотичной позиции в игре так спокойно и без паники, как Кэри Прайс, и именно поэтому он занимает 88-е место в нашем списке лучших игроков современной эры НХЛ. Это то, что отличает его от других, то, что делает его уникальным, и то, что заставляет партнеров по команде чувствовать необычную уверенность в том, что их команда способна победить в тот вечер.
И никогда это не было так очевидно, как в сезоне 2014-15 годов, когда Прайс показал самую выдающуюся вратарскую игру в истории НХЛ. В том сезоне он провел 66 матчей и позволил забросить более двух шайб всего 20 раз, завоевав трофеи Харт, Везина и премию Теда Линдсея.
"Это была удивительная уверенность", - сказал о той игре Прайса его товарищ по команде Канадиенс Брендан Галлахер. "Если тебе удавалось забить три гола за ночь, ты выигрывал. Если твоя команда сможет забить гол, если ты сможешь победить в спецбригадах, если ты сможешь влиться в игру и найти способ забить, то мы выиграем эту игру".
Но это чувствовали не только его товарищи по команде Канадиенс. Это чувствовали и товарищи Прайса по одной из самых сильных международных команд - сборной Канады на зимних Олимпийских Играх 2014 года в Сочи, где Прайс в пяти матчах показал процент отраженных бросков .972 и средний процент отраженных бросков 0,59.
"Вот почему он был так хорош, потому что он так спокоен и контролирует себя в воротах", - сказал защитник Лос-Анджелес Кингз и товарищ по команде Сочи Дрю Доути. "Ты буквально никогда не думаешь, что ему что-то может помешать. Он, наверное, самый спокойный вратарь из всех, с кем я играл".
И влияние этого спокойствия на соперников было пугающим.
Рик Нэш, один из партнеров Прайса по команде в Сочи, вспоминал, как обсуждал с товарищем по команде на скамейке запасных, как переиграть Прайса. Основываясь на опыте Нэша, который видел, как, казалось бы, идеальные броски - броски, которые, казалось, невозможно было остановить, когда они вылетали из-под его клюшки, - замирали где-то на грудной клетке Прайса, он предположил, что наиболее эффективным способом обыграть Прайса является обман при броске.
"Кэри почти знает, куда ты собираешься бросить", - сказал Нэш. "Так как же он должен знать, куда ты бросишь, если даже ты сам не знаешь, куда будешь бросать? Иногда, если ты не знаешь, куда бросать, это лучший способ обыграть его".
Это может втемяшиться в голову, легкость всего этого.
"Он делал все настолько идеально, насколько это вообще возможно", - говорит нападающий Даллас Старз Джейми Бенн, еще один товарищ по команде в Сочи. "Он техничен, он отличный спортсмен. У него не так уж много слабых мест, если они вообще есть".
Для Прайса эта легкость была миражом. За всем, что он делал, стояли усилия, просто их не было видно, потому что они происходили за кулисами.
Это происходило в его голове.
"За свою карьеру я знаю, что каждый игрок нервничает. Если ты не нервничаешь, ты мертв", - сказал Прайс. "Так что я думаю, что частично это было сознательное решение (выглядеть спокойным), но также когда я что-то делаю, я очень сосредоточен на своей работе. ... Я просто очень хорошо умею концентрироваться на цели и идти к ней напролом".
Прайс никогда не был настолько собранным, как в период с 2013-14 по 2016-17 годы - четыре сезона, когда можно было утверждать, что он является лучшим хоккеистом в мире.
За этот период процент отраженных бросков Прайса составил .928, что является лучшим показателем среди вратарей, сыгравших не менее 150 матчей. Следующими по этому показателю были Кэм Тэлбот и Сергей Бобровский - 922. Это шесть очков разрыва между лучшим вратарем и следующим за ним. Если двигаться в обратном направлении от Тэлбота и Бобровского, то за этот период времени 19 вратарей попали в тот же промежуток, который отделяет Прайса от второго лучшего вратаря.
Для сравнения, Сидни Кросби был самым результативным игроком НХЛ за эти четыре сезона, набрав 362 очка, что на 34 очка больше, чем у Патрика Кейна, занимающего второе место. Если отступить от Кейна, то в пределах того же 34-очкового разрыва окажутся всего шесть игроков.
Если говорить о том, как Прайс выделился из общей массы, то его достижения за эти годы не имеют себе равных.
"У него была потрясающая карьера", - сказал Кросби. "Быть вратарем Монреаль Канадиенс это большое давление, и он прекрасно справился с ним и оправдал все ожидания, которые на него возлагались".
Прошедшее время, которое использовал Кросби, - это то, с чем пытается справиться Прайс.
Изнурительная травма колена рискует преждевременно завершить карьеру Прайса. Он еще не дошел до этого, но Прайс знает, что ему понадобится чудо, чтобы избежать такого исхода. В его послужном списке есть золото международных чемпионатов - Юниорский Чемпионат Мира, Олимпиада, Кубок Мира - но серебра явно не хватает. Кубок Стэнли - это то, о чем Прайс всегда мечтал, но не похоже, что он его получит, по крайней мере, в качестве игрока.
Он был близок к этому в 2021 г., когда вел Канадиенс к невероятному финалу, но в погоне за этим неуловимым Кубком Прайс сознательно поставил под угрозу остаток своей карьеры, потому что никогда еще не был так близок к своей мечте. И он, и Ши Уэбер играли с травмами, после которых, как они понимали, они могут никогда не вернуться.
"Я знал", - сказал Галлахер. "В какой степени, может и нет. Но я знал. Не знаю, знали ли все. Во время плей-офф бывали моменты, когда все затихало, и когда ты оставался один, и они как бы открывались и немного разговаривали по душам. Я не задавал лишних вопросов, но я знал, в каком состоянии Прайси, я знал Уэбби, через что он прошел, и что он тоже был в финальной стадии. Я знал, что все плохо. Прайси я просто знал".
Прайс, однако, похоже, смирился.
"Да, это то, что я хотел сделать, но в то же время я больше смотрю на это с точки зрения того, что я очень благодарен за ту карьеру, которая у меня была", - сказал Прайс. "У меня была долгая успешная карьера. Будучи спортсменом, ты всегда стремишься к успеху, стремишься к цели. Это то, чего ты хотел достичь всю свою жизнь. И вроде бы, получается, что этого не произойдет, но с другой стороны медали, цель хоккеиста - играть в НХЛ. И это то, что мне посчастливилось делать на протяжении очень долгого времени".
Пусть Прайс и не осознает этого, но он победил.
Вот только победа эта пришла не на льду.
Прайса спросили, помнит ли он тот момент из 2021 года, когда он понял, что ему нужна помощь.
Ответ последовал незамедлительно.
"Да, помню", - ответил он. "Это было 3 октября, проснувшись, я был в очень плохом состоянии. И я подумал: "Знаете что? Это не подходит для меня, это не подходит для моей семьи".
Это утро, вспоминает Прайс, было шестым или седьмым по счету, когда он просыпался, все еще ощущая последствия выпитого накануне.
Это было воскресенье, вспоминает Прайс, а уже в следующий четверг, 7 октября, он добровольно вступил в программу помощи игрокам NHL/NHLPA и был помещен в реабилитационный центр по месту жительства.
Во время нашей беседы у Прайса была возможность избежать этой темы, сохранить подробности своей борьбы с алкоголем в тайне. Но он захотел поговорить об этом, потому что знает, сколько пользы принесло то, что он просто объявил о том, что обратился за помощью.
Так что да, он был готов говорить об этом, даже хотел.
"Я думаю, что в большинстве случаев это происходит в спорте и в условиях высокого стресса, в наши дни на спортсменов оказывается большое давление, и я думаю, что еще большее давление оказывают социальные сети, внимание СМИ, вы всегда находитесь под микроскопом", - начал Прайс. "И я думаю, что независимо от того, насколько хорошо вы умеете с этим справляться, это все равно давит на вас, вынуждая показывать высокие результаты. Нелегко делать это изо дня в день. Да, это веселая работа, но все же это работа, и каждый день ты должен выступать на высшем уровне. Это то, к чему ты стремишься как спортсмен, тебе нравится это делать, но это не так просто, особенно когда дела идут не очень хорошо. И мне кажется, что для многих спортсменов способ избежать этого - веселиться, хорошо проводить время. Это очень важно в спорте. И если вы действительно можете справиться с этим, я думаю, что это действительно здорово - выйти и хорошо провести время с товарищами по команде. Я думаю, что это отличное сплочение команды, когда можно собраться вместе, устроить вечеринку, но наступает момент, когда ты уже не получаешь удовольствия".
"Думаю, после того, как мы проиграли в финале (2021), когда мы были так близки к цели и мне сделали операцию, когда я знал, что нахожусь на 18-й лунке (своей карьеры) здесь, я не был счастливым человеком, я не был хорошим отцом. Я много пил. Я просто дошел до точки, когда мне стало казаться, что я даже не получаю от этого удовольствия. Что я делаю? Я чувствовал, что в моей жизни наступает момент, когда я должен принять решение. А злоупотребление психоактивными веществами - это очень большая проблема в сообществе Первых Наций. У меня были друзья и родственники, которые ушли из жизни из-за этого. Поэтому я мог бы сделать это в частном порядке. Никто бы об этом не узнал. Но в конце концов я подумал: если я справляюсь с этой проблемой, если я могу подать пример и показать, что это нормально - обратиться за помощью. ... Может быть, я мог бы пойти и остановиться сам. Да, возможно. Но в конце концов, я хотел показать, что это нормально - просить о помощи".
Здесь можно многое рассказать. Но начать следует с того, что он упомянул о том, как алкоголь опустошил общины Первых Наций в этой стране, как он затронул людей, которых он любит, потому что воспитание чувства гордости за коренные народы Канады очень важно для Прайса. И всегда было важно.
Он прекрасно понимает, как много он значит не только для Первой Нации Улкатчо, народа, который его мать Линда возглавляла в качестве вождя, народа, с которым он вырос, но и для всех коренных жителей Канады.
Когда Прайсу предоставили самую большую трибуну в его карьере на церемонии вручения наград НХЛ 2015 г., когда он принимал единственную награду, которую ему практически гарантировали в том году, - Везина Трофи, он громко и ясно дал понять это.
"Я хотел бы воспользоваться моментом, чтобы поддержать молодежь Первых Наций", - сказал Прайс, выступая на сцене в Лас-Вегасе в тот вечер. "Многие скажут, что очень маловероятно, чтобы я дошел до этого момента в своей жизни. Я добился этого, потому что не падал духом. Я упорно трудился, чтобы попасть сюда, использовал все возможности, которые у меня были, и мне бы очень хотелось призвать молодежь Первых Наций быть лидерами в своих общинах, гордиться своим наследием и не отчаиваться от невероятного".
Это мнение Прайса не изменилось, особенно в свете того, как Канада приходит к пониманию ужасов своего прошлого и того, как они повлияли на народы Первых Наций.
"Я просто скажу, что, начиная с интернатов, я рос и знал об этом, очевидно, моя бабушка училась в одном из них, но я не думаю, что я действительно понимал, насколько это было неизвестно", - сказал Прайс. "Когда я начал играть с канадскими хоккеистами, особенно в последние несколько лет, когда это действительно вышло на поверхность, молодые канадцы даже не знали, что такое школа-интернат. Это было похоже на "О, ты не знал этого?". А потом я возвращаюсь назад и думаю, что на уроках обществоведения и т.п. об этом просто никогда не говорилось".
"Быть примером для подражания для молодых коренных жителей - это то, что я всегда имела в виду, потому что мне постоянно об этом напоминали. Я получаю огромную поддержку от общин Первых Наций по всей Канаде. Я получаю письма по почте, молодые болельщики и даже болельщики постарше приезжают в Монреаль, чтобы посмотреть на нас, даже просто на тренировки. Я всегда об этом знал и помнил".
Таким образом, это одна из причин, по которой Прайс посчитал необходимым так открыто рассказать о своих проблемах. Но на этом его желание помочь не заканчивается.
Несколько лет назад Канадиенс были в Далласе, где встречались со Старз, и в одном из баров у Прайса состоялся разговор, который надолго ему запомнился. Он разговаривал со своим тогдашним партнером по команде Нейтом Томпсоном, который также боролся с наркологической и алкогольной зависимостью, задавая вопросы о том, как ему удается находиться в баре и не пить, как ему удается сохранять трезвость и многое другое.
"Я думаю, что он как бы прощупывал меня и спрашивал, как дела", - сказал Томпсон. "Он сказал, что, возможно, он может сделать что-то подобное, и он задавал мне вопросы и был очень любопытен".
Томпсон, который 10 октября отметил шесть лет трезвости, открыто рассказывает о своем пути в надежде, что это поможет другим людям. Но на это потребовалось время, и то, что Прайс достиг той же точки, вызывает у него чувство гордости.
"Мне потребовался год трезвости, прежде чем я смог открыто говорить об этом, а все люди разные", - сказал Томпсон. "Некоторые парни хотят держать это в тайне, а некоторые - быть открытыми. Я думаю, что для меня самой большой вещью, которая помогла мне открыто говорить об этом, было осознание того, что с нашей платформой, с моей платформой, с платформой Кери, эта вещь больше, чем мы. Это проблема не только спортсменов, это проблема всего мира, с которой люди сталкиваются изо дня в день".
"Я думаю, что возможность нести такое сильное и мощное послание, чтобы люди видели это, особенно исходящее от такого парня, как он, от Кэри Прайса, поможет многим людям".
Прайс был помещен в реабилитационный центр 7 октября, и с тех пор у него были сложности.
"Как только я вышел из реабилитационного центра, первые три месяца - это было что-то новое, что вызывало восторг. Но в последующие шесть месяцев я чувствовал, что это было для меня очень важно, я много думал об этом", - сказал Прайс. "Не сказать, что я был готов соскочить с повозки, но я понимаю, почему процент успеха не так уж велик. Пройдя через это, я подумал: "Ну, да, я понимаю, почему". Но у меня еще и дети дома каждый день. И я думаю: если не для них, то... прежде всего, для себя. Но я смотрю на своих детей каждый день, и возможность больше не тратить утро своей жизни впустую, а просыпаться в воскресенье утром и готовить детям блинчики - это то, что меня очень радует".
"И с тех пор, я бы сказал, в последние несколько месяцев, особенно в последние пару месяцев, я ходил на свадьбы, на командные вечеринки и тому подобное. Я думаю, что когда ты преодолеваешь свою собственную социальную тревогу, то начинаешь чувствовать себя комфортно, просто оставаясь самим собой. Иногда я чувствую себя социально неловко, и мне кажется, что я просто использовал (алкоголь) как костыль. В последнее время я чувствую, что мне совершенно нормально просто быть собой, не пить, находиться в комфорте, просто наслаждаться жизнью".
В этой ситуации помощь, за которой обратился Прайс, оказалась как нельзя кстати, поскольку он научился справляться с тем образом жизни, который сам себе создал. По его словам, возможно, он мог бы сделать это самостоятельно, но получив помощь, он значительно облегчил этот процесс.
"Все дело в формировании новых привычек и нового мышления", - сказал Прайс. Например, каждый раз, когда мы собирались на какое-нибудь общественное мероприятие, я думал: "Ты пьешь, ты пьешь пиво, это просто форма общения, это то, что ты делаешь". Вы создаете шаблон, а чтобы сломать шаблон, требуется много времени".
"Я понял это, пока находился на этом месте; ты создаешь путь, и когда ты сбиваешься с этого пути, ты можешь некоторое время плутать, но в конце концов ты создаешь новый путь".
Для Прайса это большая победа: он не только смог столкнуться с этим недугом, но и смог публично рассказать о нем. При этом он хочет, чтобы было известно, что ему пришлось получить помощь, прежде чем он смог помочь другим.
"Это было здорово, это потрясающе, но это не для того, чтобы прославить то, что я делал до этого", - сказал Прайс. "Чтобы переломить ситуацию, нужно заниматься плохими делами, жить не в полную силу".
"Я думаю, что это самое главное послание: у тебя есть остаток жизни, который ты должен прожить. Проживите ее хорошо".
Прайс провел потрясающую карьеру. Скорее всего, он будет введен в Зал Хоккейной Славы. Ему принадлежат практически все основные вратарские рекорды в истории Канадиенс. Но гораздо важнее всего этого была готовность Прайса помогать другим с помощью своего собственного опыта, что он делал на протяжении всей своей карьеры с представителями Первых Наций, а сейчас делает для людей, которые борются с употреблением психоактивных веществ.
Нет, Кэри Прайс никогда не выигрывал Кубок Стэнли. Но никто не может сказать, что он не победитель.
(Верхняя фотография: Майк Стоб / Getty Images)
Что вы думаете об этой истории?