На чем можно сэкономить, и на чем экономить нельзя
Некоторое время назад в недрах профильных учреждений Московской Патриархии озвучивалась идея создания единого реестра архитектурных проектов, чтобы потом по этим типовым проектам возводить храмы в разных точках России. По мнению А.С. Тутунова, это было ошибочным решением, в том числе потому что его реализацией занимались современные архитекторы, которые практически ничего не понимают в русской архитектуре. Более того, они сделали проекты храмов «модульными», то есть священник, выбирающий, каким будет новый храм для его прихода, может взять алтарь от одного храма, четверик от другого, колокольню от третьего, купола от четвертого, все это скомпоновать и получить свой храм, как из кубиков.
Конечно, такое решение способствует удешевлению проектирования, но автор книги предлагает подумать: хотите вы красиво или хотите вы дешево? Красиво и дешево одновременно не бывает. Он предложил другой, более действенный способ удешевить храмовое строительство:
– Когда я проектирую храм, всегда закладываю в проекте возможность строить его поэтапно. То есть, например, вы строите храм, закладываете фундамент, но колокольню не строите, потому что она одна потянет на 15-20 миллионов рублей. Возводится храм, в нем начинается приходская жизнь, может быть, появляются богатые меценаты, и, глядишь, лет через семь-десять можно будет построить колокольню. Я нашел пока только такой способ удешевления строительства.
Еще одна важная деталь: необходимо при создании проекта ориентироваться на приходские реалии. Например, в Москве очень важно строить храмы с несколькими престолами, чтобы в великие праздники ранняя служба в боковом приделе начиналась в 7 утра, а поздняя служба – в 10 утра. Это обусловлено спецификой городской жизни: зачастую если праздник приходится на рабочий день, верующие люди приходят в храм помолиться рано утром и уже потом идут на работу. А те, кому на работу не нужно идти, идут к поздней службе. Однако в той же Москве нередко строят гигантский храм с одним престолом.
– Мне современные архитекторы лично признавались: «Мы беремся за храмовую архитектуру, когда нам просто нечем заняться», – рассказал А.С. Тутунов. – Ну как после этого может получиться храм? Мне встречались проекты, где видно, что человек никогда в церкви не был: он чертит план храма, где Царские врата и боковые двери открываются не внутрь алтаря, а наружу. То есть человек даже не знает, как служба идет, но берется проектировать храм.
Как отметила, резюмируя сказанное, ведущая творческой встречи Евгения Жуковская, архитектор, который берется за проектирование храма, должен знать множество нюансов церковной жизни, а лучше всего, быть по-настоящему погружен в приходскую жизнь, в эту тематику, ведь в ином случае последствия его ошибок будут сказываться на жизни прихожан и «мозолить» глаза прохожим, как минимум, многие десятилетия.
А С. Тутунов проиллюстрировал эту мысль примером старинной московской архитектуры:
– Если вы возьмете центр Москвы, где храмы старые, вы увидите, что они все низкие и «разлапистые». То есть там всегда, во-первых, маленький объем – его легко натопить, во-вторых, всегда можно устроить две службы – раннюю и позднюю. Мало того, это очень удобно с точки зрения самой службы. В центральном приделе совершается богослужение, в боковом идет исповедь. Или, скажем, умер человек, привезли покойника накануне. Если вы его ставите по центру храма, как проводить службу? А так вы его поставили в приделе, и после службы батюшка пришел отпел покойника. То есть идеальный вариант – это храм с двумя приделами. И небольшого объема. А не то, что сейчас строят в Москве: нечто гигантское по объему, но с одним престолом.
Да и всегда ли требуются именно огромные храмы? Ведь, напомнил Андрей Сергеевич, для полноценного контакта священника с прихожанами оптимальная численность общины с одним священником – 150 человек, большее число людей батюшка не сможет полноценно окормлять.
– В этом наша принципиальная разница с католиками: они строят собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, собор в Шартре и т.д., куда ходит весь город, и люди там друг друга не знают. Для русского менталитета свойственно построить маленький храм, в котором все друг друга знают, как одна семья. Как посчитали в Сретенском монастыре, православный священник может максимально окормить 150 человек. То есть если в храме два священника – 300 человек. Но больше, чем на это число людей, строить обычную приходскую церковь бессмысленно, потому что тогда священник будет просто внешней фигурой для приходящих в храм.
«Архитектурное старообрядчество» при выборе внешнего облика храма нередко сочетается у священников со стремлениями внести в его обустройство нечто из современной жизни – например, «теплые полы». С одной стороны, это кажется оптимальным решением для отопления храмов большого объема, с другой – есть очень большая проблема, о которой на этапе строительства и отделки обычно не задумываются. На это обратил внимание слушателей А.Н. Тутунов:
– Теплые полы неремонтопригодны: если они вышли из строя через пятнадцать лет по какой-либо причине, вам придется перекладывать весь пол. И вот вы нашли место поломки, вы взломали это место, но нет никакой гарантии, что такая же плитка или такой же камень будет существовать в России через пятнадцать лет. Значит, у вас будет цветная «заплата» на этом месте. Поэтому я считаю, что самое простое отопление – это традиционные радиаторы, которые висят под окнами. Вышел из строя радиатор – отрезали его автогеном, вварили другой, отопление продолжается.
Еще одно ошибочное решение, которой порой принимается с целью удешевления строительства: возвести деревянный храм вместо каменного. Однако, как отметил, опираясь на собственный опыт строительства, Андрей Сергеевич Тутунов, стоимость грамотно рубленого деревянного храма гораздо выше, чем стоимость храма кирпичного.
– А то деревянное строительство, что сейчас вы видите, – это храмы, рассчитанные максимум на 50 лет. Это здание третьей категории, то есть как хрущевки – через полвека они точно рухнут.
Кроме того, у деревянных храмов есть еще один недостаток: любая бревенчатая постройка, если она сделана грамотно, оседает полтора года. Если это зимняя древесина, процент усадки будет равен 5 процентам, если летняя – десяти-пятнадцати процентам.
– То есть представьте себе: вы заложили потолок 4 метра высотой, и у вас через год он будет уже 3,8 метра, если использовался качественный лес, а если нет, то будет уже 3,6 метра. Дерево – живой материал, это не кирпичи, которые положил – и все, кирпич никуда не двигается. С деревом очень сложно работать, – напомнил Андрей Сергеевич.
А можно ли строить в XXI веке храм с использованием современных технологий и материалов? Например, железобетонных конструкций. По мнению А.С. Тутунова, нужно иметь в виду, что для храма характерна монументальность, а из железобетона сделать что-либо монументальное очень сложно, постройка из этого материала выглядит как вырезанная из картона: «Стеночки 20 сентиметров, вы вставили окно, и оно стоит практически в плоскости стены. Таким образом, железобетонный храм будет выглядеть, будто театральная декорация. Когда я проектирую кирпичный храм, закладываю толщину стены минимум в три кирпича, то есть 75 сантиметров, чтобы чувствовалась монументальность постройки. А так – эксперименты можно делать любые, тут я ничего не могу сказать».
Насколько большой нужен храм?
Есть еще одна проблема, которая рассмотрена в том разделе книги-пособия, который посвящен современной церковной архитектуре: священник при принятии решения о строительстве зачастую совершенно не представляет себе, каких размеров должен быть храм для его прихода. Андрей Сергеевич предлагает универсальную формулу:
– Берем численность жителей населенного пункта – скажем, это город на 30 тысяч жителей. Тех, кто регулярно ходит в церковь, у нас в провинции насчитывается всего лишь один процент населения. В Москве это полтора-два процента. Таким образом, при 30 тысячах жителей нужен храм на 300 человек. Расчет обычно производится так: 2,5 человека на 1 квадратный метр. Вы делите 300 на 2,5 и получаете 80 квадратных метров – это площадь храма, нужная конкретно для этого города. А что у меня регулярно бывает со священниками? «Хочу храм 300 квадратных метров». Я говорю: «У вас разве 750 прихожан?» – «Нет, сто пятьдесят» – «А остальное место чем будет занято?» – «Да, пожалуй, я не подумал».
Как заметила ведущая встречи Е.Е. Жуковская, зачастую число людей, «практически» верующих, ходящих в церковь, зависит в том числе и от количества храмов. Так, на Урале и дальше, до Дальнего Востока, изначально меньше успели построить, и когда по стране «покатилось красное колесо», объекты церковной архитектуры снесли напрочь. Поэтому в дальних регионах порой нет даже визуальной, символической насмотренности у людей: мелькания креста, пусть покошенной, но все же главки, пусть переломанного, но очертания храма: «Поэтому мы получили огромное количество людей, не понимающих, что такое религия, что такое Церковь и Бог. По большому счету, мы сегодня живем с вами во времена, когда эти территории нужно заново крестить, заново просвещать. Нужно заново говорить, что такое религия, чем одна религия отличается от другой, Кто такой Бог, и какова вообще Церковь. Поэтому и проблема со строительством и посещением храмов».
А еще и современные архитекторы, и духовенство очень любят возводить высокие храмы, при этом совершенно не принимается в расчет стоимость зимнего отопления такого помещения. Следствием таких непродуманных решений можно считать объявление, которое можно увидеть на дверях одного из новопостроенных московских храмов: «Дорогие братья и сестры! Помогите собрать деньги на отопление храма».
Долгожданная книга
Книга-пособие «Реставрация, строительство, консервация храмов, часовен и приходских строений» издана в рамках грантового проекта «Реставрация памятников религиозного назначения: методическая помощь епархиям и гражданским активистам», соединившего экспертов, волонтеров, специалистов под эгидой реставрации и возрождения архитектурного культурного наследия. В ходе реализации этого начинания проводились онлайн-встречи, оказывалась методическая помощь священникам и другим участникам процесса сохранения и строительства храмов, выпускались ежемесячные тематические номера журнала.
Эта работа велась в том числе в сотрудничестве с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. В творческой встрече принял участие заместитель председателя этой организации Е.В. Соседов. По его мнению, выход такой книги-пособия – событие долгожданное:
– В нашей сфере людей, занимающихся сохранением наследия, в том числе и церковного, долго ходили предания о том, что существуют некие методички, пособия, к которым можно обратиться, которые можно порекомендовать, в том числе священнослужителям, но это все было как-то очень неорганизованно, неподготовленно для реального использования. И вот благодаря титаническому бескорыстному труду, который осуществил Андрей Сергеевич, появилась возможность пользоваться созданным им пособием, причем не только нам самим пользоваться, но и рекомендовать его. Это очень большой шаг вперед в просвещении и образовании широкого круга людей. Вопросы, которые поднимает Андрей Сергеевич, жизненные и актуальные – это то, с чем приходится сталкиваться нам в постоянной рабочей деятельности. Я надеюсь, что теперь мы сможем на многие вопросы находить ответы.
Е.В. Соседов также подчеркнул, как важно иметь мнение уважаемого, заслуженного эксперта, к которому можно апеллировать в дискуссии с участниками или инициаторами реставрации, в том числе и со священнослужителями. «Поэтому хотелось бы поблагодарить Вас за издание. Мне кажется, это один из важных шагов в дальнейшей просветительской работе», – подчеркнул он, обратив внимание участников, что работа по просвещению в сфере сохранения наследия очень важна:
– Шаг за шагом люди образовываются. Многие вещи, которые еще десять-пятнадцать лет назад казалось невозможным доказать, донести тем же приходам, сейчас уже стали совершенно очевидными, и уже никто не сопротивляется и не спорит.
Вышедшая книга будет полезна не только непосредственным участникам реставрации памятников, но и например, волонтерам, которые помогают в спасении памятников на начальном этапе, полагает Е.В. Соседов.
Прикладное пособие для тех, кто спасает храмы
Книга «Реставрация, строительство, консервация храмов, часовен и приходских строений» вызвала не только очень большой профессиональный интерес, отметила издатель этого пособия Надежда Анатольевна Жуковская.
– И все, кто участвовал в этом процессе, сейчас заинтересованы в том, чтобы купить изданную книгу. Потому что, во-первых, пособие написано очень доступным простым языком – я не думала даже, что так легко можно говорить о таких сложных процессах, как консервация и реставрация памятников. Андрей Сергеевич подробно и просто рассказал о таких сложных вещах, что, кажется, возьми ты в руки топор и молоток – у тебя все получится. Я люблю прикладные вещи, а эта книга как раз выполняет эту функцию, – отметила Н.А. Жуковская, рассказав, что новое издание уже сейчас востребовано людьми: в редакцию поступают запросы из разных городов.
Окончание (начало)