Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

«Вот тебе руины в довесок к приходу, восстанавливай их, как хочешь»

Как связать разорванную нить традиции храмового зодчества?

9 ноября 2023 года в книжном пространстве «Библио-Глобус» в Москве прошла творческая встреча с архитектором-реставратором Андреем Сергеевичем Тутуновым, посвященная выходу в свет его книги-пособия «Реставрация и строительство храмов, часовен, приходских строений». Книгу выпустила издательская компания «Просветитель» благодаря международной грантовой программе «Православная инициатива» и при информационной поддержке интернет-портала «Приходы».

Встреча с читателями переросла в заинтересованное обсуждение, в ходе которого были подняты очень многие важные вопросы: как и где научиться храмовому зодчеству? как не только консервировать храмы в опустевших селениях, но и сохранять их проекты для возможного воспроизведения при строительстве новых церквей? с какими проблемами сталкиваются люди, инициирующие реставрацию? как сделать, чтобы отреставрированный храм не превратился в новодел? Как возводить церковные здания, чтоб результатом строительства на стала «хрущевка» с куполом?

Ведущей мероприятия выступила кандидат социологических наук, главный редактор портала «Приходы» Е.Е. Жуковская.

Что не нужно делать на храме, чтобы ему не навредить

Главной же темой разговора стали актуальные и порой болезненные темы, поднятые в новом издании. «Мы знаем, что храмы вроде бы строятся священнослужителями, но на самом деле в этом процесс вовлечено огромное количество людей, и очень часто священнослужители являются, скорее, заказчиками – строительство храмов лежит на мирянах. А если мы говорим о вопросах реставрации и консервации, когда миряне-волонтеры вовлекаются в наведение порядка вокруг руинированных храмовых строений, то здесь очень важно не нарушить то, что сохранилось, то, что может быть преобразовано впоследствии в храмовое здание, и не нарушить законодательство», – отметила Е.Е. Жуковская. Она спросила автора книги, как часто сегодня происходят нарушения установленных норм и правил, касающихся реставрации и строительства храмов.

Как отметил А.С. Тутунов, к сожалению, это происходит весьма часто:

– Основных причин этого две. Первая причина: священники и рады бы соблюдать законодательство, но они его просто не знают. Это больше относится к поселкам городского типа, небольшим городкам и т.д., в Москве и Петербурге ситуация гораздо лучше. И второе: есть определенная категория священников, которая считает, что они всё знают, всё умеют, и ничье мнение их не интересует – ни мнение епископа, ни мнение инспекции по охране памятников. Они строят и реставрируют так, как считают нужным.

-2

При этом он обратил внимание на еще один немаловажный момент: в связи с определенной политикой Министерства культуры стоимость проекта реставрации бывает такова, что у приходов просто нет на него денег. Реставратор дал конкретный пример последствий такой политики:

– В одной из епархий Рязанской митрополии необходимо было оштукатурить 20 квадратных метров стены, это не Бог весть что. Отвалилась штукатурка. Я им дал состав раствора – они оштукатурили. Немедленно приехала инспекция из Рязани и оштрафовала храм на 200 тысяч рублей за ведение работ без проекта реставрации. Учитывая, что такой проект стоит от 2 миллионов рублей, получается парадоксальная ситуация: на работы как таковые нужно 400 тысяч, и 2 миллиона требуется выложить на проект, который никому не нужен. Я не имею права критиковать наше законодательство, тем не менее, могу вам сказать, что все архитекторы-реставраторы, с которыми я общаюсь, в ужасе от действующих норм по реставрации памятников культуры.

Еще один конкретный пример. «В маленьком городе в Башкирии решили восстановить колокольню. Где искать местную инспекцию охраны памятников в этом населенном пункте, никто не знает. На свой страх и риск начали какие-то проектные работы. К счастью, они нашли меня, я им сделал проект, и они реконструировали снесенную колокольню без участия региональной инспекции охраны памятников», – рассказал А.С. Тутунов.

Архитектор-реставратор также обратил внимание слушателей на то, что значительное число храмов в России не являются ни памятниками федерального значения, ни памятниками регионального значения. То есть любой батюшка может там делать, что хочет, и никаких репрессивных мер к нему применить нельзя, потому что храм никому не принадлежит.

Ужесточение законодательства, конечно, имело под собой какие-то основания. Тем не менее, те, кто на практике занимается реставрацией, замечают резкое увеличение объема необходимых для документального обеспечения этого процесса бумаг. Автор представленной на творческой встрече книги-пособия, в частности, упомянул: «Когда в 1974-1975 годах я работал во Всесоюзном реставрационном комбинате, одним из наших объектов был Архангельский собор Московского Кремля, памятник первостепенного значения. Вся документация по нему составляла два томика. Сейчас на самый затрапезный маленький храм требуется восемь томов».

Причем, как отмечалось на встрече с читателями, «творческий процесс» в этой сфере идет постоянно, и каждый день чиновники изобретают что-то новое. Очередные уточнения в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» были внесены буквально этим летом.

А.С. Тутунов рассказал, что ему известны некоторые реставрационные фирмы, которые категорически отказываются работать с объектами в Москве, потому что, по их словам, количество бумаг, которое требуется для проведения реставрации, таково, что сделать просто ничего не возможно.

А что делать с храмами в провинции?

– Безусловно, если храм находится в руинированном состоянии, необходимо вмешательство реставратора, – подчеркнул он. – Ни один батюшка при всем своем желании не может выполнить грамотный проект реставрации. Но значительная часть храмов требует в общем-то незначительных работ: замена окон и дверей, замена кровли, устройство куполов, отмостка вокруг храма, устройство полов в храме и покраска. Если батюшки будут буквально следовать закону, то на каждое из этих действий они обязаны будут предоставить проект реставрации стоимостью два – два с половиной миллиона рублей. Захотел покрасить храм? Давай, выполняй все требования. И, собственно говоря, моя книга немного партизанская: я объясняю батюшкам, как справиться с определенными задачами, чтобы не навредить храму, не обращаясь к инспекции, которая может находиться за 300-400 километров и, возможно, представлена одной дамой, которая смутно представляет, что у нее в регионе есть несколько храмов, но не более того. Если бы я ее назвал на более жаргонном языке, название звучало бы так: «Чего не нужно делать на храме, чтобы ему не навредить». В этом труде я рассматриваю именно те вопросы, которые у духовенства возникают чаще всего.

Кстати, автор настоятельно рекомендовал издательству написать на обложке «пособие» – пособие для священнослужителей и для всех тех, кто занимается вопросами реставрации и строительства храмов. С чем это связано? Дело в том, что опытному архитектору-реставратору и так известно практически все, что я написано в этой книге, но многие вопросы важно понимать и другим участникам процесса реставрации – священнику, старосте прихода, волонтерам, участникам инициативных групп и т.д.

-3

– В провинции очень часто бывает так: священника назначают на нормальный действующий приход, архиерей его вызывает и говорит: «Вот тебе руины в довесок к приходу, восстанавливай их, как хочешь», – рассказывает А.С. Тутунов. – Вот для таких батюшек я книгу и составлял, чтобы они хотя бы примерно знали, с чего начать. Поэтому я назвал ее пособием для священнослужителей.

Впрочем, возможно, и реставраторы, особенно молодые, найдут в изданной книге полезную для себя информацию. Дело в том, что в 1990-е годы в нашей стране произошло катастрофическое обрушение реставрационной отрасли: зарплаты не платили, поэтому реставраторы разбежались по частным конторам, ушли в современное проектирование. В этой сфере остались в значительной степени те, которым просто некуда было деваться. Таким образом, советская школа реставрации, которая складывалась в течение нескольких десятилетий, в течение десяти лет полностью рухнула и сейчас создается практически заново, отметил автор.

– Когда я начинал работать в 1973 году, любой реставратор знал практически всё, что у меня в книге написано. И пособие это – для священников, поскольку маститые реставраторы (их несколько человек осталось на всю Москву), конечно же, скажут: «Но это же и так известно». Я отвечу: «Я пишу не для вас, вы это всё знаете. Книга для тех, кто не знает вообще ничего, но сталкивается с этими проблемами».