9,7K подписчиков

Россия переходит на мобилизационную экономику. Какие будут последствия?

29K прочитали
Секретарь СБ РФ Николай Патрушев официально заявил, что российские регионы должны в ближайшее время перейти на «мобилизационную модель экономики».

Секретарь СБ РФ Николай Патрушев официально заявил, что российские регионы должны в ближайшее время перейти на «мобилизационную модель экономики». Решение принято, но пока не все граждане понимают, что это значит, какие могут быть последствия и ограничения.

Забегая наперед, отмечу, что для рядовых населения вряд ли будут заметны серьезные изменения. В любом случае, если страна переходит на «военные рельсы» могут вводиться определенные ограничения.

Экономика меняет приоритеты

Второй год СВО не может пройти по аналогии с 2022 годом, когда фактически внутри России ничего не менялось. Это прекрасно понимают в Москве и решили перевести экономику на «мобилизационные рельсы». Нет, это не значит, что завтра или послезавтра начнется мобилизация населения.

По сути, у нас полностью меняется подход к экономическим процессам и моделям. Предприятия должны больше работать на общее благо, а это множество инструментов, позволяющих наладить выпуск специализированных товаров, в том числе военной техники.

На самом деле история очень интересная, особенно с учетом отсутствия военного положения. Все же у нас до сих пор проходит специальная военная операция и вряд ли ее будут переименовывать другими «страшными» словами.

В простом понимании, мобилизационная экономика – это настоящий прорыв для военно-промышленного комплекса. Конечно, если мы говорим о полноценном переводе всех предприятий на военные рельсы. Судя по всему, сейчас речь идет только о внедрении отдельных инструментов.

Еще вице-премьер Андрей Белоусов говорил, что в России нет смысла полностью переводить экономику на «военные рельсы». Мы вполне можем решить многие проблемы другими схемами и рычагами, сохраняя экономический потенциал.

Секретарь СБ РФ Николай Патрушев официально заявил, что российские регионы должны в ближайшее время перейти на «мобилизационную модель экономики».-2

Аналитики пока не могут ответить на главный вопрос – как будет работать экономика регионов после перевода на мобилизационные «рельсы». Например, кто-то из предприятий готов перейти с гражданской продукции на выпуск снарядов или патронов, но далеко не все компании.

Главная проблема для рынка заключается в том, что де-факто мы находимся в состоянии противостояния с западным миром, но в реальности существуем в рамках «мирной» экономики. По сути, это два больших и противоположных мира внутри одной страны.

Еще один фактор риска связывают с возможным ускорением инфляционных процессов. Экономисты считают, что полноценный переход на «военные рельсы» заставит государство тратить в несколько раз больше бюджетных средств для восстановления баланса. Разумеется, все эти факторы могут негативно сказаться на благосостоянии граждан.

Секретарь СБ РФ Николай Патрушев официально заявил, что российские регионы должны в ближайшее время перейти на «мобилизационную модель экономики».-3

Безопасность превыше всего

Николай Патрушев объяснил необходимость перехода страны на новую модель развития следующими факторами:

1. Возросшая угроза диверсий и нападений со стороны проукраинских и украинских сил на территории России.

2. Прямая угроза безопасности регионам, прилегающим к украинской границе.

Конечно, все это было понятно еще в середине 2022 года, когда приграничные территории РФ подвергались обстрелам. Диверсии не прекращаются, а угроза подрыва важных объектов высока как никогда раньше.

Скорей всего переход на новую мобилизационную модель экономики будет незаметным и планомерным. Регионы уже получили ряд указаний и должны придерживаться разработанному плану.

Тут важно отметить несколько факторов, которые могут восприниматься населением негативно. Например, о рисках перехода на «военные рельсы» заговорили в Санкт-Петербурге. Ректор горного университета Владимир Литвиненко считает, что даже термин «мобилизационный» воспринимается бизнесом крайне негативно.

В глазах предприятий и финансистов понятие «мобилизационная экономика» воспринимается как особый тип отношений. Они считают, что в таком случае все ресурсы и мощности должны работать только в одном приоритетном направлении. Кроме того, этот термин неизменно связывают с ограничением прав и свобод.

К сожалению, последствия резкого перехода могут быть крайне негативными, о чем экономисты предупреждали еще в 2022 году. Эксперты считают, что предпринимательская деятельность может столкнуться с рядом ограничений и фактически исчезнуть.

Однако пока эти опасения являются лишь косвенными. Никто в правительстве не говорил об ограничениях или переводе всех предприятий на «военные рельсы». Речь идет больше о крупном бизнесе, заводах и фабриках, которые так или иначе будут привлекать к общественной деятельности.

Важно понимать, что и самому государству невыгодно рушить цепочки и экономические модели, которые нарабатывались годами. Внутренний рынок является довольно тонкой структурой и разрушить ее очень просто. В таком случае «лавиной» может накрыть практически все населения страны.

Думаю, что в ближайшее время картина с внедрением «мобилизационной экономики» прояснится и мы сможем понять все потенциальные риски, а также последствия.