Найти в Дзене
Я ЖИВУ В СЕРБИИ

Я ЖИВУ В СЕРБИИ-III. Работа

Алексей интересуется: а можно ли поехать в Сербию и там зарабатывать себе на хлеб в качестве фотографа? Ну, к примеру, на свадьбах. «Работа для мигранта ожидаемо – самая низкооплачиваемая. Ну таксистами многие в Польше, например, работают сейчас. Или официантами», – таково мнение Алексея. Отвечаю: фотографом работать можно, официантом – нет. И вот почему. Сербия испытывает острый кадровый дефицит, как явный, так и скрытый. Про наиболее востребованные вакансии вы найдёте в сети немало данных. Я нарочно не стану перечислять эти профессии по двум причинам: во-первых, хочу пробудить ваш интерес к этой тематике, а во-вторых, я и сам не знаю. Ну не интересовался, некогда мне. Причина скрытой заинтересованности страны в хороших кадрах заключается в том, что очень многие сербы – не только лентяи, необязательные пацаны, но ещё и рукожопы. Поэтому, как только находится серб, не обладающий перечисленными «достоинствами», для него тут же находится высокооплачиваемая работа в, скажем, Швейцарии, Ав

Алексей интересуется: а можно ли поехать в Сербию и там зарабатывать себе на хлеб в качестве фотографа? Ну, к примеру, на свадьбах. «Работа для мигранта ожидаемо – самая низкооплачиваемая. Ну таксистами многие в Польше, например, работают сейчас. Или официантами», – таково мнение Алексея.

Отвечаю: фотографом работать можно, официантом – нет. И вот почему.

Сербия испытывает острый кадровый дефицит, как явный, так и скрытый. Про наиболее востребованные вакансии вы найдёте в сети немало данных. Я нарочно не стану перечислять эти профессии по двум причинам: во-первых, хочу пробудить ваш интерес к этой тематике, а во-вторых, я и сам не знаю. Ну не интересовался, некогда мне. Причина скрытой заинтересованности страны в хороших кадрах заключается в том, что очень многие сербы – не только лентяи, необязательные пацаны, но ещё и рукожопы. Поэтому, как только находится серб, не обладающий перечисленными «достоинствами», для него тут же находится высокооплачиваемая работа в, скажем, Швейцарии, Австрии или ФРГ. Да, сербы покидают Сербию. Большинство возвращается, заработав денег, но не все, разумеется.

При всём при этом правительство Сербии настойчиво пытается воспрепятствовать притоку иностранных специалистов, чтобы они не отнимали работу у сербов. Не, ну а что – нормальное правительство; оно ж живёт не ради подачки западных кукловодов, за своих радеет, как может. Но хѣрово пытается, должен признаться, неэффективно (кто станетъ придиратьсѧ къ словоу «херово» тотъ русофобъ ​и пацифистъ; ибо буква хѣръ – 23-я буква ​въ русскомъ алфавите).

В этой стране закон соблюдается. И если сербская компания хочет нанять на работу меня, то она подаёт сведения в специальное агентство, мол, нам нужен работник, обладающий следующими качествами: отличный русский, базовый сербский, английский и немецкий, продвинутый пользователь ПК, с музыкальным слухом, играющий не менее чем на 3-х муз. инструментах, профессионально разбирающийся в российском уголовном, гражданском и корпоративном праве, имеющий опыт процессуального участия в гражданском и арбитражном судопроизводстве, с твёрдыми навыками в швейном, слесарном, столярном и плотницком деле, знающий наизусть все песни «Машины времени» и «Воскресенья», имеющий оценку 5 в огневой подготовке, в/у категорий А, В, С и совершенно не умеющий танцевать. В таком случае специальное агентство разведёт руками и скажет: ну ладно, берите на работу этого маньяка, в нашем реестре таких типов среди сербов нет и быть не может, потому что у нас все нормальные, а не как этот. А почему? Да потому, что ЗАКОН. В общем, этой методикой все пользуются, и от этого хорошо всем: и нашим соискателям, и сербам, и Сербии.

Алексей спрашивает, а можно ли приехать сюда и работать фотографом. Да, можно, и это просто. Но потребуется оформить ИП и платить налоги (либо фиксированную сумму порядка 40-50 тыс. дин/мес, и тогда не нужны ни учёт, ни бухгалтер, либо «от дохода», но в этом случае придётся оплачивать услуги бухгалтера в районе 20-100 евро/мес). Открытие ИП почти автоматически влечёт предоставление временного вида на жительства (тут упрощённо называют ВНЖ). ВНЖ избавляет от необходимости визаранить. «Визаранить» – русский неологизм от слов visa и run, означает примерно «выбежать на секунду за пределы страны для соблюдения правил, регулирующих максимальные сроки пребывания в стране». (Согласитесь, слово «визаранить» гораздо удобнее в употреблении). Другое дело, сможет ли Алексей зарабатывать фотографическим трудом необходимое количество средств. Тут я скорее пессимист, чем наоборот: у сербов свои фотографы, а среди русских понаехало много ушлых девчонок с неплохой фотошколой и техникой, предложений их фотоуслуг в сетях много.

Без оформления – лотерея, никому не советую. Некоторые работают «левым образом», но как долго успевают проработать, не скажу. Ну и визаранить каждые 30 дней надо будет.

Есть ещё категория наших соотечественников, которые визаранят и и не парятся: это удалёнщики. Их деятельность полностью скрыта от сербских контролирующих органов, они не отнимают ничьи рабочие места и получают зарплату не в Сербии. Какие к ним могут быть претензии? Такие работники могут жить в Сербии годами, раз месяц пересекая границу Сербии с Боснией и Герцеговиной или Сербии с Черногорией. И ни на букву не нарушая сербский закон.

Впрочем, точно так же бессрочно могут визаранить и те, у которых просто до жопы бабла пусть трактор работает он железный и ваще нет проблем папик обеспечит. Таких тоже принимают.

И в завершение о главном. Энергоэффективность среднего русского на 62,34% выше такого же показателя для сербов. (Но это если не бухать!). Шутка, конечно. «Сказка ложь, да в ней намёк». Большинство русских, приехавших сюда, на деле доказали бОльшую эффективность труда. Они обладают навыками, пока недоступными сербам, постепенно улучшая жизнь как себе, так и этой стране в целом. Единственно правильный вариант переезда в Сербию сегодня – создание собственного предприятия (ООО или ИП, не столь важно) и получение на этом основании ВНЖ. Здесь 2000-е годы, сюда надо было приезжать 5 лет назад, когда были 90-е. Через 5 лет здесь будут 2020-е, а ещё через 5 – 2030-е, всё ускоряется, и ускоряется точно такими же как вы. Многие ниши в бизнесе пока свободны или крайне неконкурентны. Ваше умение работать после 17 часов вечера – само по себе глобальное преимущество, ваши навыки, с которыми не знакомы сербы, – ваш конёк.

И да, Алексею на заметку: официантом устроиться сложно – это почётная профессия. Для этого получают соответствующее образование. Сербский официант(ка) не халдей, он оказывает платные услуги гостям ресторанов, кафе, кафан и кафаниц. Если захочет, если вы не обидите его. Если он не сочтёт оскорбительным для себя обслуживать какое-то ох…шее мурло, на каком бы языке оно не разговаривало. Ну потому что есть чувство собственного достоинства и ощущение свободы, родившееся не на пустом месте. (Поэтому пожалуйста, очень вас прошу, по-братски – относитесь к сербским официантам нормально, с должным для всякого человека уважением. Не оскорбляйте этих замечательных свободных людей, одних из последних, кто ещё остался верен славянскому братству. Вы уедете (если захотите), а нам здесь жить).