Вот ведь, дети нередко злые.
Две успешные конкурсные девочки обсуждают третью - звёздную соперницу по старшей группе. Мол, та без радости занимается, семья заставляет. А сама-то "не кайфует от процесса"... Играет прекрасно, и тем не менее.
Эх, девочки. Знали бы вы, насколько всё это тяжёлая тема - и как же мне, душевно израненной, почти случайной тётке-училке рядом, больно вас слушать.
Болтать непринуждённо об удовольствии? Я опасаюсь. Один из запретных планов, что не озвучиваю никогда. Из той же, приблизительно, серии, как "должна быть любовь".
Схематизировать мир, "разрубив" его на счастливых и не слишком. Гордо рисоваться, не чуя собственной уязвимости. Зачем?
А вот так-то, выходит, нынче принято.
"Любимые и любящие", извергающие позитив, уверенно-победоносно шествуют по планете, трубя во все рога о своём везении. В их числе - "влюблённые в работу, и это взаимно". Однако ж, совсем не факт, что от последних особенно густо пользы для общества.
И нет, я не ассоциирую дело жизни с "кайфом", категорически нет. Более того, я против подобных красивостей в мозгу рождённых мною детей.
Труд на ниве профессии тяжёл всегда, если человек склонен расти, развиваться, впоследствии - зарабатывать и проявляться социально.
Подростковый учебный труд адски тяжёл, когда не повязан с родительским самообманом, самоуспокоением. Да, это проблема. Мысль - изматывает. Нет альтернативы, не видно выхода.
А я расскажу вам, как это - "семья заставляет". Люди склонны критически мыслить, располагают головой на плечах, требуют ясности по всем пунктам. Люди, которые сами привыкли работать на результат. Те, что не выносят у потомков расслабленности: никогда - ничего - не спускают на тормозах. Нормальные родители, с достоинством. Не подлежат демонизации. И не заставляют, нет! - но раскладывают по полочкам.
Откуда в знаковом федеральном музучилище... десятки и сотни проблемных ребят, элементарно не тянущих программу? Опять же, проведу логику. Всё это последствия розовощёкого детского гедонизма и семейного умиления вокруг него. Признаки таланта? Адаптируем жизнь. Минимум "лишних" активностей - общего образования, а также музыкально-теоретических предметов. Музыка как спорт, сопутствующая ограниченность, "особый режим". Пианист, струнник, на уровне СПО, не интонирует? Не конспектирует? Не держит внимание? А легко. Его в школе берегли и от сольфеджио, и от хора тоже, не говоря уже о "научных" предметах. Преобладающий посыл - не "учиться", а "сдать" - во всём, что за пределами специальности. Это страшно, это разрушительно для личности молодого музыканта. Организационное бессилие провоцирует юношеские капризы вокруг учёбы, которые и есть, по сути, главная боль преподавателя групповых дисциплин в училище искусств.
Зато какой "кайф" был в детстве.
Где же правда? Где золотая середина? Существует ли она вообще?
Как вырастить ребёнка-музыканта реалистом, приспособленным к жизни? Как примирить его с категорией "надо"? Как определить место удовольствий в текущей и будущей взрослой жизни, дабы избежать глухих разочарований?
С другой стороны, можно ли предотвратить - хотя бы отсрочить - преждевременное выгорание специалиста, агрессивное отторжение того самого "кайфа" в профессиональном труде?
Перегрузки всему виной, абсолютно в любом возрасте. Универсальных решений нет. Призрачная надежда - только на поддержку семьи. И то, увы, без гарантии. Грустно всё это. Непросто.