Введение
Пользуемся электрической зубной щеткой от Oral-B всей семьей. Очень нравится, сменные насадки, можно брать с собой в поездки, удобная вещь. Жизнь с электрической щеткой делится на до и после.
3 года пользовались щеткой каждый день. Недавно она вышла из строя. Пользоваться обычными щетками - не то. Надо ремонтировать.
Надеюсь что все впишется в одно статью, результат ремонта на начало написание статьи мне неизвестен. Буду выполнять ремонт и параллельно писать. Буду рассматривать и оценивать некоторые узлы и технические решения, примененные в щетке.
Если ремонт не удастся, придумаем, что из этой щетки можно будет сделать.
1. Разборка
Разобрать ее оказалось совсем не сложно, плюс в интернете есть множество пошаговых инструкций по разбору.
Интересная конструкция, есть на что посмотреть, разберем по узлам что имеем и конструктивные и технологические особенности, на которые я обратил внимание.
На фото 2 представлена электронная плата управления. Ну, ничего особенного. Снизу вверх: антенна бесконтактной зарядки, схема выпрямления и заряда ли ион аккумулятора, микроконтроллер, драйвер двигателя, кнопка. 4 контакта сверху - мотор и что то еще неизведанное. Смотрим далее.
Очень странно сделана кнопка, вернее если можно ее так обозвать рычаг кнопки. Непонятно для чего нужно было заморачиваться с такой деталью, такой странной формы. Кнопку и ее выход на наружную часть корпуса вполне можно было оформить и в том месте, где она находится на плате. Видимо стремились к эргономике.
Все металлические компоненты соединены точечной сваркой, скорее всего конденсаторной, хорошее технологичное решение. Мне нравится.
Вот это то, что меня прям удивило. От платы к светодиоду идет провод, обмоточный эмалированный. Для его прокладки установлена специальная пластиковая деталь, на которой этот провод "понамотан", оч странное решение. Скорее всего связан с автоматизированной технологией производства, где прокладку проводника выполняет автомат. Думаю такое можно было сделать и попроще.
Электрическая щетка этой модели оснащена датчиком усилия, то есть когда давишь на чистящую щетку в процессе чистки, срабатывает красный индикатор, который говорит о чрезмерном давлении на зубы. Думал что это реализовано как датчик тока на мотор, то есть при повышения давления ток на мотор увеличивается. Но это не так.
Элемент на который устанавливается щетка имеет ось вращение, и незначительную возможность вращения на этой оси. С противоположной стороны от щетки находится, похоже, тензодатчик (или что то аналогичное), на который воздействет рычаг на оси при возникновении давления на щетку. Очень любопытно.
По приводу ничего особенного. Двигатель, шестеренки, кривошипы.
Ну ладно, рассмотрели примененные технологии, приступим диагностике и ремонту.
2. Диагностика
Первое что бросается в глаза на плате при разборе - окислы. Водичка присутствовала в щетке, ничего герметичного не бывает, увы.
После чистки видно, что на плате сгорела или окислилась пятиногая микросхема, которая находится справа, фото 2.
Стоит отметить, что на зарядку щетка не реагирует. Проверим напряжение на аккумуляторе.
Напряжение на аккумуляторе присутствует: 4,075 Вольта, даже почти заряжено.
Это хорошо, дело в плате, смотрим дальше.
Внимательно присмотрелся к пятиножке, там отсутсвует одна ножка и часть дорожки на плате, выгорела или окислилась.
На микросхемке есть обозначение VUF, гуглим.
Отступление.
Всем мне нравится поверхностный монтаж электронных компонентов, кроме обозначений этих компонентов... Вообще не понятно что к чему, не понятно как искать, один и тот же транзистор может быть с разным обозначением на чипе, брбрбр, ужас. Что то более менее можно найти, если в поисковике указывать маркировку компонента с типом корпуса. Но как попасть 100, не ясно.
Тип корпуса - sot-23-5l, обозначение VUF, смотрим.
Потратив, около часа времени нашел на ресурсе https://ecworld.ru/support/sdd/vu.htm маркировка у нее оказалась VUFI.
Это LDO стабилизатор 3,3В/150мА, смотрим ДШ:
Отлично, теперь мы знаем что это такое и с чем его едят, отлично.
Смотрим схему подключения:
Все сходится, к 4 ножке дорожек нет, 1 и 5 ножка - силовые, 2 - земля, 3 ножка - тонкая дорожка управления.
5 дорожка целая, 3 дорожка целая и 2 дорожка тоже целая, контакт между минусом батарейки и GND микросхемы присутствует, а вот ножка микросхемы и часть дорожки на контакт 1 выгорела, однако напряжение аккумулятора на ней присутствует.
Ищем в магазинах микросхему TLV713 на 3,3 В.
В российских магазинах я ничего не нашел, а если и нашел, то дорого, поэтому Алиекспресс.
https://aliexpress.ru/item/1005005000519135.html?spm=a2g2w.orderdetail.0.0.4ec74aa6iA3qVB&sku_id=12000031302405307
Заказываем, ждем.
3. Ремонт
Микросхемки пришли через 3 недели. Сразу начинаем ремонт. Выпаиваем старую, запаиваем новую, фото 7. Одновременно при запайке восстанавливаем дорожку, которая идет к пину IN по даташиту.
Кстати для удобства пайки плату пришлось достать из корпуса. Для этого необходимо отпаять все навесное оборудование.
Подключаем аккумулятор, пробуем запускать - ничего. Проверяем мультиметром напряжение на пине EN при нажатии на кнопку отсутствует, похоже на обрыв. Отпаиваем, рассматриваем плату подробнее. До этого не обращал внимание на обратную сторону, а стоило. Там исчезла одна из дорожек и контакт был прерван, как раз в зоне пина EN, фото 8.
Восстанавливаем дорожку проволочкой, фото 9.
Подключаем аккумулятор, пробуем запускать - ничего. Проверяем мультиметром напряжение на пине EN при нажатии на кнопку присутствует. Напряжение на пине IN присутствует, на пине OUT - не значительное напряжение на пине GND тоже не значительное напряжение. Последнее обычно означает что отсутствует земля. Поступаем очень просто: припаиваем провод земли от пина GND напрямую на минус аккумулятора. Запаиваем плату обратно, проверяем, фото 10.
Ура! При нажатии на кнопку вся щетка зажужжала, заработало!
Чистим плату от остатков флюса, проверяем полностью работоспособность, выполняем сборку.
Проверяем собранную щетку на работоспособность, радуемся.
4. Заключение
Никогда не спешите выбрасывать "поломавшиеся" устройства. Зачастую поломка там элементарная, в которой разберется любой, кто умеет крутить винтики.
В данном случае оказалось сложнее, тут уже необходимо обладать специализированными знаниями, но тем не менее.
Интересное устройство есть что посмотреть.