Найти тему

Фильм «Барби» (2023) как иллюстрация пропаганды

В данной статье не будем углубляться в пересказ фильма «Барби». Хочется сразу поговорить о проблемах, которые затрагивает фильм, но не решает их.

Картина «Барби», режиссера Греты Гервиг, начинается со слов, что благодаря Барби (кукле) все проблемы гендерного неравенства были разрешены. В фильме четко прослеживается современная феминистическая западная повестка.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"

Однако можно заметить, что многие идеи, которые излагаются в этом фильме относятся не столько к проблеме дискриминации женщин, сколько к проблеме дискриминации людей в целом.

...никогда не выпендриваться, никогда не быть эгоистичной, никогда не падать духом, никогда не терпеть неудачу, никогда не показывать страха, никогда не выходить за рамки.

Данную фразу говорит одна из главных героинь, обращаясь к Барби. Однако общество этого ожидает не только от женщин, но и от рядовых его представителей. И ждет от них этого работодатель. Ты должен не быть грубым, должен одеваться как тебе говорят. Однако тебе диктуют не только нормы поведения, но и то, как надо мыслить. Этим занимаются средства массовой информации еще со времен холодной войны против СССР. А героиня почему-то говорит данную фразу только про современное западное общество.

Кадр из фильма "Барби"
Кадр из фильма "Барби"
...Это слишком сложно! Это слишком противоречиво, и никто не вручает вам медаль и не говорит спасибо! И на самом деле оказывается, что не только вы все делаете неправильно, но и во всем виноваты вы сами.

Пропаганда фильма нам диктует, что Кены сами виноваты в том, что они угнетенные в своем мире. Женщины сами виноваты, что они угнетены. Это не корпорации угнетают простых граждан, не работодатели заставляют рабочих делать, что им не хочется – это люди сами виноваты.

В истории были личности, которые боролись за права женщин. Но не только за права женщин, но и, шире, за права трудящихся в целом. Самым известным примером являются две представительницы ХХ века, а именно Клара Цеткин и Роза Люксембург. Они вместе с другими женщинами и мужчинами боролись за то, чтобы у всех были равные права как избирательные, так и рабочие.

Роза Люксембург и Клара Цеткин
Роза Люксембург и Клара Цеткин

В фильме затрагиваются проблемы женщин, но опять-таки из высшего общества. Нам ни разу не показали женщин, которые делают тех самых кукол Барби. Ведь для компании Mattel, а именно она выпускает куклы, это будет не выгодно.

И даже фразы про «сексуализированный капитализм» или про продажу простых, обычных кукол барби не является самоиронией, а оказываются самым обыкновенным лицемерием.

Фильм говорит о том, что все проблемы женщин от гендерного неравенства. И в некоторых местах, трудно не согласиться. В большинстве случаев это неравенство зависит от физиологических составляющих. Например, девушкам категорически не рекомендуется работать с ксилолом и толуолом на химическом производстве, так как это может сказаться на их репродуктивной функции. Так осложнения при беременности встречаются в три раза чаще у девушек, которые работали с толуолом, чем у тех, кто не работал. Действительно в редких случаях мужчины не равны женщинам. Но это ни в коем случае не принижает достоинства тех или иных полов. Все мы, и женщины, и мужчины, должны жить, не враждуя между собой.

Покупая куклу Барби, идя на фильм Барби, оказывается, что поддержку получает не феминизм, экоповестка и не мир во всем мире, а корпорация Mattel, которая в отчаянной попытке вернуть популярность, а как следствие, прибыль своей изрядно подзабытой продукции, проспонсировала и де факто сняла дорогущую рекламу. Из всего этого можно сделать вывод, что выгоду извлекают лишь работодатели и высшее общество, которые не заинтересованы в мирной жизни простых людей.

Смотрите хорошее кино и помните, что мир кино гораздо интереснее и глубже, чем вам кажется.