Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Владимир Графов и его золотая «Чайка»

Есть люди, о которых не имеет представления широкая публика, но внутри театра их знают все. Они могут и не занимать какие-то должности, но без них трудно представить себе это пространство. Вчера стало известно, что осветитель Основной сцены Владимир Васильевич Графов получил звание заслуженного работника культуры РФ. Мы от всей души поздравляем Владимира Васильевича с этим событием и хотим рассказать вам о нем – о человеке, который пришел в Московский Художественный театр в далеком 1961 году. Два года назад, осенью 2021-го, на традиционной церемонии вручения памятных значков «Чайка» Владимир Васильевич получил золотую «Чайку» с бриллиантом за 60 лет работы в МХТ. Графов пришел в театр подростком, после 8 класса. Вчерашнего школьника определили работать в осветительную ложу филиала МХАТа на улице Москвина (сегодня в этом помещении находится Театр наций). С учителями ему повезло: в то время постановочной частью МХАТа заведовали легендарные мастера Николай Николаевич Готтих и Алексей Дм

Есть люди, о которых не имеет представления широкая публика, но внутри театра их знают все. Они могут и не занимать какие-то должности, но без них трудно представить себе это пространство. Вчера стало известно, что осветитель Основной сцены Владимир Васильевич Графов получил звание заслуженного работника культуры РФ. Мы от всей души поздравляем Владимира Васильевича с этим событием и хотим рассказать вам о нем – о человеке, который пришел в Московский Художественный театр в далеком 1961 году.

Два года назад, осенью 2021-го, на традиционной церемонии вручения памятных значков «Чайка» Владимир Васильевич получил золотую «Чайку» с бриллиантом за 60 лет работы в МХТ.

Владимир Васильевич Графов. Фото Олега Черноуса
Владимир Васильевич Графов. Фото Олега Черноуса

Графов пришел в театр подростком, после 8 класса. Вчерашнего школьника определили работать в осветительную ложу филиала МХАТа на улице Москвина (сегодня в этом помещении находится Театр наций). С учителями ему повезло: в то время постановочной частью МХАТа заведовали легендарные мастера Николай Николаевич Готтих и Алексей Дмитриевич Понсов, а за световой цех отвечал не менее легендарный Ефим Леонидович Удлер. Графов говорит, что работа осветителя в те годы была гораздо более творческой, потому что пульт был на ручном управлении. Все делалось руками. Сегодня же все автоматизировано, самое сложное – это собрать спектакль, выстроить его световую партитуру. А провести не так трудно: знай кнопки нажимай.

Публика, сокрушается Графов, тоже была другой – читающей, культурной. А сегодня – много ли молодых людей вообще читает книги? «Иду недавно мимо Школы-студии МХАТ – стоят абитуриенты. “Крылова-то изучили?” – спрашиваю. – “А кто такой Крылов?” Вот тебе пожалуйста!»

Владимир Графов получает "Чайку" за 60 лет работы в театре. 2021 год. Фото Екатерины Цветковой
Владимир Графов получает "Чайку" за 60 лет работы в театре. 2021 год. Фото Екатерины Цветковой

Когда Графов пришел в Художественный театр, в филиале на улице Москвина как раз выпускали спектакль «Три толстяка». Его он смотрел несчетное количество раз и помнит наизусть. Владимир Васильевич вообще все пьесы помнит и часто разговаривает цитатами. Да и как их не выучить, если почти каждый вечер на протяжении 60-ти лет с первой реплики и до последней он сидел у самой сцены за пультом?

«Вот спросите меня, чем заканчивается “Синяя птица”? – говорит Графов – Не знаете? “Если кто-нибудь из вас найдет синюю птицу, будьте добры, верните ее нам. Она нам нужна для того, чтобы стать счастливыми”. И занавес пошел.
Еще: “Бубнов, у тебя совесть есть? – “На что совесть, я не богатый!” – “Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна”. Это “На дне” Горького, Пепел и Бубнов разговаривают. Ни одной пустой фразы у Горького нет!»

С Художественным театром Графов объездил весь мир. Первая поездка была в Венгрию в 1966 году и с тех пор пошло-поехало: Венесуэла, Колумбия, Куба, Австралия, Япония, США, Китай, а уж в странах соцлагеря, вроде ГДР, Монголии или Болгарии, Владимир Васильевич побывал по нескольку раз. Гастроли тогда длились минимум двадцать дней, вывозили по 7-8 спектаклей. В советское время гастролеры за границей экономили как могли, чтобы на скудную валюту купить что-то домой. В поездку брали консервы. Однажды, перед гастролями в Японии, Графов сделал коллегам подарок: договорился с хорошей знакомой – директором школы и принес сорок маленьких электроплиток для лабораторных работ. Раздал в том числе артистам – например, Александру Калягину. Сегодняшним молодым не понять, какой удачей было иметь в поездке (кстати, длилась она больше месяца) портативный электроприбор, на котором можно было прямо в номере готовить себе еду!

С гастролями у Владимира Васильевича связано много историй.

«Однажды я заблудился в Боготе, столице Колумбии. Три часа до начала спектакля “Вишневый сад” Олега Ефремова – думаю, пройдусь-ка я пешком, загляну в большой магазин. Хожу по магазину, вдруг на улице начался ливень. В торговом зале погас свет и нас вывели на другую улицу. Темнота, какие-то бездомные бродят, собаки бегают… Я не понимаю, где нахожусь, а мне спектакль вести! На свое счастье увидел полицейскую машину. Достал бейджик: “театро” – говорю. Полицейский посадил меня в машину: “Моменто!” Ну десять минут “моменто” прошло, пятнадцать, оказывается, он привез почтальоншу, которая по микрорайону разносит пенсии и теперь ее ждет. В общем, он доставил меня к театру без пяти семь. А там паника: куда Графов делся?!»

Владимир Васильевич работал при нескольких руководителях МХАТа – Михаиле Кедрове, Олеге Ефремове, Олеге Табакове.

«Это были два совсем разных человека – Олег Николаевич и Олег Павлович. С Ефремовым было попроще.
Так получилось, что я первым увидел Олега Николаевича мертвым. На нашей сцене играл БДТ, Ефремов должен был прийти на спектакль. А я на том спектакле дежурил. И вот уже вечер, его помощница Татьяна Горячева мне говорит: “Володя, что-то я звоню, а Олег Николаевич не берет трубку. Одна я боюсь идти. Пойдем вместе сходим”. Я отвечаю: “Таня, мне сейчас спектакль вести, не могу”. – “Давай быстро сходим”. Приходим в дом, где жил Ефремов, она открывает дверь, а он там лежит. Наш театр был в это время на гастролях в Тайване, поэтому хоронили Олега Николаевича на пятый день. Гроб стоял на сцене среди декораций “Бориса Годунова”. Очень хороший Олег Николаевич был человек».

Среди артистов, с которыми дружил Графов, – Георгий Бурков, Алексей Жарков.

«Сидим с Жарковым в Ярославле на лавке около Театра имени Волкова. “Давай, – говорит, – носками поменяемся. Ты мне дашь один красный, а я тебе – один белый. Чтобы на нас народ обратил внимание”. Поменялись. Народ идет, смотрит и смеется!»

В 1991 году к основному месту работы Владимира Васильевича добавилось еще дополнительное – Московский Областной драматический театр имени Островского. Началось все с детского спектакля про Емелю, куда его позвали поставить свет, а затянулось на четверть века. Владимир Васильевич 25 лет был в этом театре главным художником по свету. И сегодня продолжает сотрудничать с Московским Губернским театром (так он теперь называется). Одна из последних работ – спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».

Когда четыре года назад Владимир Васильевич праздновал 75-летний юбилей, его коллеги по художественно-постановочной части облачились в футболки с его портретами. Графова любят – за профессионализм и мудрую доброжелательность.

«Любите театр, берегите театр. Относитесь с уважением и с пониманием к своим коллегам!» – говорит он всем нам.

И это лучшее пожелание для человека театра!

Владимир Графов (в центре) с коллегами по художественно-постановочной части в день своего 75-летия
Владимир Графов (в центре) с коллегами по художественно-постановочной части в день своего 75-летия

Автор текста: Александра Машукова