Соединённые Штаты, окончательно утратившие компетенции по производству стратегических и тем более сверхзвуковых ракетоносцев, до последнего не верили в способность вышедшей из разрухи 90-х России восстановить производство чего-то вроде Ту-160. Однако, кажется, птичка, которую никто не смог превзойти, снова отправляется в полет.
Из истории «Белого лебедя»
Знаменитый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160, именуемый еще «Белым лебедем», совершил свой первый опытный полет в 1981 году, а в 1987-м поступил на службу дальней авиации.
Его характеристики:
▪ изменяемая стреловидность крыла;
▪ длина — 54 м;
▪ размах крыла — 35,6-55,7 м;
▪ высота — 13,5 м;
▪ максимальная масса боевой нагрузки — 45 т;
▪ максимальная взлетная масса — 275 т;
▪ максимальная скорость — 2 200 км/ч;
▪ максимальная высота полета — 12 км;
▪ максимальная дальность полета — 14 600 км;
▪ максимальная продолжительность полета — 15 ч.
Несмотря на все преимущества, в тяжелом 1994 году производство «Белых лебедей» остановилось. Разговоры о его возобновлении начались лишь спустя 20 лет.
Американские СМИ: критика в каждой букве
До последнего в американских изданиях сохраняются крайне критические оценки возрождения российского самолета. Некоторые эксперты до недавнего времени всерьёз называли эти новости не более, чем бравадой. Каких только комментариев не получила легендарная машина. Ее называли и «музейным экспонатом», и «конструкцией времен холодной войны, введенной в эксплуатацию в двадцать первом веке». Несмотря на все словесные атаки, страшный сон этих критиков, кажется, сбылся.
Готовность номер один
Почти 2 года назад, 12.01.2022 г., отлитый в титане, абсолютно новый (да, не модернизированный, а собранный заново) Ту-160 грациозно оторвался от взлётной полосы Казанского авиазавода и свечой ушёл в первый полёт. Причем это не просто воссозданный экземпляр, а модель с литерой «М», в которой от старого самолёта, по существу, остался лишь планер на полной тяге. Полет на высоте 600 м продлился 30 минут, в течение которых была проверена устойчивость и управляемость самолета в воздухе.
«Ту-160 — важнейшая часть ядерной триады России, поэтому модернизация строевых машин и возобновление производства этих стратегических бомбардировщиков — наша приоритетная задача. Обновленные ракетоносцы по своим характеристикам превосходят предшественников, получили новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели НК-32-02 и другие системы. В ближайшие годы производство этих машин будет наращиваться», — так комментирует возрождение «Белых лебедей» глава Ростеха Сергей Чемезов.
Как становится ясно из слов Чемезова, программа включает выпуск новой техники и модернизацию уже состоящих на вооружении экземпляров до версии Ту-160М. Кроме того, расширяется номенклатура их вооружения. Например, она пополнится перспективными стратегическими крылатыми ракетами Х-101/Х-102.
Слово американцам
Конечно, западные СМИ не смогли пропустить такую новость. Они и здесь добавили свою каплю яда. Журнал The National Interest выпустил статью, в которой говорится, что:
«Пока Россия не сможет устранить проблемы с конструкцией ПАК ДА, новый улучшенный Ту-160М будет служить временным бомбардировщиком».
Также в материале указывается и главная, по мнению журналиста, проблема новинки — отсутствие стелс-маскировки. Специалисты не оставили живого места от подобной критики, сообщив, что проекты ПАК ДА и Ту-160 развиваются параллельно и никакой взаимной связи между ними нет. А технология стелс, по сути, данной модели не нужна. Ракетоносец будет доставлять, например, упомянутые выше Х-101/102, дальность полета которых позволяет носителю не входить в зону действия ПВО противника.
Набираем обороты
Тема новых «Тушек» не так давно вновь всплыла в связи с инспекционным визитом министра обороны Сергея Шойгу на Казанский авиационный завод имени Горбунова. Там стало известно, что до конца года построят второй Ту-160М и еще две машины будут модернизированы. Министр подтвердил это на совещании с руководящим составом Вооруженных сил РФ:
«В начале обсудим, как Объединенная авиастроительная корпорация реализует план поставки тяжелых военно-транспортных самолетов и модернизированных стратегических ракетоносцев. В текущем году в вооруженные силы должны поступить шесть Ил-76МД-90А и четыре Ту-160М», — сказал Шойгу.
Одновременно первая ласточка, а точнее лебедь, приступил к выполнению программы государственных совместных испытаний Минобороны и разработчика и вскоре успешно ее завершил.
Представители Казанского авиазавода также доложили министру обороны, что в соответствии с гособоронзаказом ведется производство еще двух Ту-160М.
Контракт на поставку 10 самолетов был подписан 25 января 2018 года. Планируется постепенно наращивать темпы их производства и модернизации.
Ветер перемен
Успехи новых бомбардировщиков даже повлекли условно положительные отзывы в уже знакомых нам американских СМИ. Издание 19FortyFive’s выпустило статью, безлико описывающую характеристики Ту-160М. Однако у текста был красноречивый заголовок: «НАТО следует беспокоиться: Россия строит «новые» бомбардировщики Ту-160 со скоростью 2 Маха».
В целом, вся программа стартовала и развивалась на удивление резво. Скоро критические оценки о том, что Ту-160 хорош, но их слишком мало, перестанут быть актуальны. И вопрос об исчерпании ресурса российских стратегов смело можно будет снимать с повестки дня на ближайшие несколько десятилетий.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA