Петербуржцам не надо объяснять, что такое «Пряжка». В обиходе так называют старейшую психиатрическую больницу, расположенную на одноименной речке.
Михаил Чулаки, врач-психиатр, отработал в этой больнице шесть лет.
В повести (понятно, что со знанием дела) представлены отношения в коллективе, разные типы больных, но главное тут - любовь и страх. Молодой врач-психиатр Виталий Сергеевич влюбляется в свою пациентку Веру Сахарову, очарованный ее красотой. Он уже начинает фантазировать о семье и детях, пока не узнает об «отягощенной наследственности» Веры. В ее роду были сумасшедшие, а значит приступ бреда, с которым девушка попала в больницу, мог быть не острым психозом, на что надеялся Виталий Сергеевич, а первым признаком шизофрении. Врач берет верх над влюбленным, Вера выписывается, доктор остается.
Тезис, который меня в этой книге зацепил: в психбольнице нет гениев, гений - это другое, а у пациентов таких клиник - зачастую распад личности, что с гениальностью несовместимо.
Книга, несмотря на то, что написана в конце 80-х, вполне читабельна.
PS
Михаил Чулаки окончил Первый Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова. Начал публиковаться в 1973 году. Автор более 30 романов и повестей. Возглавлял Союз писателей Петербурга, городскую комиссию по правам человека.
Трагически погиб в 2002 году: был сбит автомобилем при переходе улицы.
PPS
Психиатрическая больница на Пряжке существует с 19 века. Ее предшественницей была «Временная лечебница для помешанных при Исправительном учреждении».
Устав заведения гласил: «Исправительное заведение для лиц предерзостных, нарушающих благонравие и наносящих стыд и позор обществу». Женщин помещали из-за «брошенного ребёнка, обращения непотребства в ремесло, за самовольную отлучку из дома и развратную жизнь,… неповиновение родительской власти, самовольное открытие бордели, дерзкое обращение с мужем»; мужчин - за неплатёж налогов и упорное пьянство.
В годы советской власти - городская психиатрическая больница № 2. Здесь лечились Даниил Хармс, лежал Виктор Цой, в 1964 году проходил принудительную судебно-спихиатрическую экспертизу Иосиф Бродский. В 1993 году больнице возвращено имя св. Николая Чудотворца.