Стамбул из сумрака встает:
два резко-черных минарета
на смуглом золоте рассвета,
над озаренным шелком вод
Владимир Набоков
История взаимоотношений Константинополя и Стамбула со славянскими народами – это вековая история сотрудничества и соперничества.
Древнерусские князья вступали в браки с византийскими принцессами. Османские султаны были родственниками Рюриковичей и Комнинов. Хюррем, любимая жена Сулеймана I, как нам известно, была славянкой.
Константинополь был основан императором Константином как столица Римской империи в 330 году нашей эры. В 1453 году он был завоеван Османской империей и переименован в Стамбул. Славянские народы, особенно с Балкан, мигрировали в Константинополь, а затем в Стамбул, на протяжении веков влияя на его культуру и общество. Русские уже давно присутствуют в Стамбуле, начиная с 16 века, когда Османская империя и Российское царство установили дипломатические отношения. В 18 и 19 веках русские купцы, дипломаты и путешественники поселились в Стамбуле, что привело к строительству в городе культовой русской церкви Святой Марии Магдалины. Русско-турецкие войны еще больше сформировали эту историю, часто приводя к значительной миграции и культурному обмену.
В 20 веке миграция русских в Стамбул произошла из-за различных факторов, таких как: Русская революция 1917 года, Гражданская война в России и политические изменения. Многие русские мигранты, в том числе интеллектуалы, художники и представители русского дворянства, попросили убежища в Стамбуле, что привело к созданию русской общины в городе. Эта миграция существенно повлияла на культурный и социальный облик Стамбула того времени.
Центром русского Стамбула стала Пера. Бейоглу превратился в русскую слободу. Район наполнился вывесками кафе, кондитерских, парикмахерских, аптек, прачечных. Эмигранты давали им привычные названия: «Медведь», «Березка», «Петроград». Но уже в 1923–1925 годах Стамбул покинуло около 60 тысяч русских эмигрантов и к 1928 году на берегах Босфора их осталось менее 3 тысяч. Эмигранты из России оставили неизгладимый след в истории Стамбула. Потомки белогвардейцев до сих поживут в Аксарае, Лалели, Каракёе. Русская община группируется вокруг трех православных церквей – Андрея Первозванного, Святого Пантелеймона и Пророка Ильи. Они находятся в одном квартале Каракёя, на последних этажах соседних домов. Люди, которые молились в этих церквях в позапрошлом столетии, давно умерли. Многие из них покоятся на греческом кладбище в Шишли. На многих надгробиях (даже тех, кто упокоился во второй половине 20 века) надписи выполнены в дореволюционной русской орфографии.
Сегодня Стамбул — это динамичный мегаполис с богатым историческим и культурным сочетанием, в том числе с влиянием славянских народов.
Российский туризм в Стамбуле в последние годы значительно увеличился. Стамбул является популярным местом для российских туристов благодаря своей богатой истории, яркой культуре и разнообразным достопримечательностям. Город предлагает уникальное сочетание европейского и азиатского влияния, что делает его привлекательным выбором для российских путешественников.