На площадку строящейся Курской АЭС-2 21 ноября прибыл корпус сверхсовременного реактора ВВЭР-ТОИ. Почти три месяца понадобилось транспортному каравану, чтобы комбинированным путем доставить 340-тонный фабрикат в пункт назначения - город Курчатов. Успешное завершение этой миссии стало значимым этапом развертывания новой энергетической инфраструктуры региона, отметил губернатор Роман Старовойт, который в составе официальной делегации встретил изделие волгодонского завода «Атоммаш» в Курской области.
«Сооружение новых блоков обеспечит рост промышленности. Курская АЭС-2 - ключевой инвестиционный проект региона на десятилетия, - подчеркнул Роман Старовойт. - Потребность в электрической энергии существенная. Поэтому с уверенностью говорим, что электроэнергия новых реакторов будет востребована на юго-западе страны».
«340-тонный 12-метровый корпус реактора способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это позволит после 60-ти лет эксплуатации продлить срок службы ректора еще на 40 лет», - отметил директор Курской АЭС Александр Увакин в комментарии пресс-центру РЭА.
«Монтаж оборудования запланирован в текущем году. Это сложная «ювелирная» строительная операция, состоящая из разных этапов. По проекту корпус реактора установят на отметке 11,3 метра на опорном кольце внутри реакторного отделения, - рассказал директор проекта по сооружению Курской АЭС-2 Олег Шперле. – Это [событие] знаменует активную фазу монтажа оборудования первого контура, от которой ведется отсчет до начала пусконаладочных работ на АЭС».
«Атомное сердце» второго энергоблока Курской АЭС-2 было готово к транспортировке 5 сентября. От места изготовления - завода «Атоммаш» в Волгодонске Ростовской области - оборудование перевезли на спецпричал Цимлянского водохранилища, после чего погрузили на баржу, и доставили в район города Семилуки под Воронежем. Дальше корпус реактора транспортировали на автомобильной платформе в сопровождении машин технического обеспечения и ГИБДД. Скорость движения автоколонны не превышала 25 км/час. Протяженность водного пути составила более 900 километров, а сухопутного — более 300 километров, сообщает «Блокнот Волгодонск».
«ВВЭР-ТОИ - гордость Росатома, проект атомной станции поколения 3+, где разработчики применили новейшие технологии в области энергоэффективности и надёжности, - рассказала газете «Блокнот» эксперт в области атомной энергетики Мария Тимощенко. - «ТОИ» расшифровывается как «типовой оптимизированный и информатизированный», за базу брали более старую разработку проекта «АЭС-2006» на легководных реакторах. Из главных ноу-хау корпуса для ВВЭР-ТОИ: в качестве основного материала использована безникелевая сталь, а также оптимизировано количество сварочных швов, что улучшает радиационную защиту и почти в полтора раза увеличивает сопротивление давлению».
Эксперт отметила, что поколение 3+ учитывает постфукусимские требования по внедрению пассивных систем безопасности, защиту от природных катаклизмов и прочие факторы риска. В 2019 году ТОИ получил сертификат соответствия Требованиям европейских эксплуатирующих организаций (EUR), удовлетворив всем 4 332 основным требованиям к реактору.
«Сейчас на Курскую АЭС-2 уехал уже второй энергоблок (точнее его корпус), в то время как сама станция является референтной, то есть первой реализацией программы ВВЭР-ТОИ, - подчеркнула Мария Тимощенко. - КАЭС-2 призвана заместить блоки №1-2 основной атомной станции, которые планово выводятся из эксплуатации после завершения их срока службы. Инфраструктура для атомной энергетики – это всегда масштабно, дорого и сложно. Можно сказать, что одно вытекает из другого. Все помнят курьёзный случай, когда при транспортировке из России корпуса реактора для белорусской АЭС его «уронили». И хотя материалы рассчитаны на колоссальные нагрузки, изделие было признано дефектным, заказчик отказал в приёмке и отправил его в обратный путь для замены на новое».
В 2023 году волгодонский завод «Атоммаш» установил рекорд, отгрузив 5 корпусов атомных реакторов. Этот весомый вклад в развитие отрасли предполагает качественную техническую экспертизу и опережающие темпы производства. В 2021 году завод уже поставил парогенераторы и реактор для первого блока Курской АЭС-2, демонстрируя активную поддержку стратегии модернизации и развития атомной энергетики России.
Ранее «Блокнот» сообщал о дебатах вокруг памятника барону Врангелю, установленному в Ростовской области. Депутаты ГД активно выступили за демонтаж мемориала, который возвело Санкт-Петербургское просветительское общество имени Александра III.
ФОТО: УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ КУРСКОЙ АЭС