Одной фразой: Евангелие, рассказанное как шпионский роман. А теперь детальнее.
Еськов сам по себе — это ученый-палеонтолог, автор отличного учебника по истории, буквально, жизни на планете. При этом он сформировался в позднем СССР, что занятно сказалось на круге чтения. В общем, он фанат классического шпионского романа, а с другой стороны — позднесоветский научный сотрудник, на которого по его же словам булгаковский Иешуа повлиял сильнее, чем, собственно, библейский оригинал.
Книжка распадается на две части. Первая — классическое «умный дилетант рассуждает», базируется на полемике с каким-то полуизвестным протестантским проповедником, сама по себе не особо интересна, и ее, на самом деле, можно смело пропустить. Зато часть вторая... Вот тут, собственно, и начинается короткий энергичный шпионский триллер в Палестине I века.
Кто взят в качестве главного героя, ясно из названия, персонаж «Мастера и Маргариты», человек, не расстававшийся со своим капюшоном, глава римской секретной службы в Иудее. Все это, однако, подчеркнуто осовременено (чего стоит название конторы, где работает Афраний, она без затей и в лоб называется ГРУ) и изложено в стилистике, характерной скорее для Форсайта или Ле Карре, чем для «Иудейских древностей». Стиль изложения, весело-циничный и в то же время какой-то очень искренний, вообще радует регулярно. «Все шло нормально, пока я не подсунул Иешуа пару настоящих, неподставных паралитиков. Проконсул, вы можете думать все что угодно, но паралитики встали и пошли».
Как ни странно, этот невозможный коктейль вышел очень занимательным. Интрига закручена, римляне и иудеи отчаянно интригуют друг против друга, и на фоне всего этого Афраний затевает мега-спецоперацию, пытаясь использовать пророка Иешуа в своих спецслужбистских целях, и особо догадливые читатели уже поняли, что вся книжка про то, как придурковатым Иисусом играют зубры античной разведки...
...А вот хрен. Самое занятное — это то, что несмотря на все сказанное, Еськов не стал превращать свою историю в балаган и полностью деконструировать Евангелие. Более того, собственно, интрига завязывается именно в тот момент, когда наш хитроумный шпион понимает, что его спецоперация идет не по плану, и он, похоже, имеет дело с каким-то фактором, который в его уравнении изначально отсутствовал. И автор тут ловко использует такой своеобразный троп — когда герои не какие-то принципиальные ублюдки, твори фигню, мы тут проездом, а живые люди, и не надо тут путать цинизм с профессионализмом.
«Афраний» выглядел несколько экстравагантно уже в момент выхода, а сейчас, думаю, вообще рискует вызвать недоумение, что это и зачем, а главное нафига, но по-моему, если вам интересно попробовать что-то этакое необычное и неожиданное — есть смысл заценить. Благо, сама «рукопись» ненапряжно читается за вечер. Производственный роман из жизни древнеримской разведки (ненастоящей). Имейте фан.
Автор: Евгений Норин