Прежде, чем приступать к поиску рабочих на производство, надо понять: это рынок сотрудников, а не работодателя. Эксперты и специалисты по поиску персонала, данные исследований – всё подтверждает такое заключение. По оценке HH, в августе 2023 года дефицит кадров сильнее всего проявлялся в сферах с массовым наймом: транспорт, розница, рабочий и обслуживающий персонал.
Однако все не так страшно. Если знать, как и где искать, то найти можно кого угодно – от простого разнорабочего до рабочего с необходимой квалификацией. В случае, когда производство небольшое, то с поиском нужного персонала может справиться собственник предприятия или его помощник. А снизить текучку кадров – и, следовательно, силы, время и деньги – вам поможет внедрение ERP-системы «Цех=успех».
Каналы поиска рабочих на производство
Онлайн
Первое, что надо знать, приступая к найму персонала: рабочие редко размещают свои резюме на HH. И в целом онлайн не является основным каналом для этой задачи. Однако не стоит совсем списывать его со счетов. Тот же HH может стать очень важным ресурсом, когда надо найти инженерно-технический персонал для компании. Возможно, мы поговорим об этом в следующих наших статьях. Пока нас интересует найм людей рабочих профессий.
«Если мы говорим об интернете, то я рекомендую размещать рабочие вакансии на досках объявлений – в первую очередь «Авито». Если отдельно выделять сайты с вакансиями, то рабочих для производства можно найти на «Суперджоб», – рассказывает Олеся Дурас, HR-менеджер компании ЗМК, которая занимается производством металлической мебели.
Кроме того, для поиска рабочих можно использовать специализированные телеграм-каналы и городские группы в ВК и «Одноклассниках».
Расклейка объявлений
Хороший отклик при поиске рабочих на производство дает расклейка объявлений: особенно, если предприятие расположено в небольшом или среднем городе. В случае мегаполисов рекомендуем расклеивать объявления о вакансиях в непосредственной близости от производства, так как вряд ли будущий сотрудник захочет ехать в цех через весь город.
Телевизионная реклама
Не стоит сбрасывать со счетов такой источник информации, как телевидение. Тем более именно этот канал, по опыту ЗМК, лучше всего помогает привлекать на производство людей рабочих профессий. «Когда нам нужны рабочие в цех, то мы среди прочего даем рекламный ролик на местных региональных телеканалах. Еще, говорят, работает бегущая строка в телепрограммах, но мы редко прибегаем к этому инструменту», – говорит Олеся Дурас. Более того, она называет этот канал главным для привлечения людей на производство. Телевизионный ролик с рекламой ЗМК. Само видео сделано сотрудниками телеканала.
Другие каналы поиска
Перечисленные выше каналы поиска рабочих на производство можно назвать основными. Однако рекомендуем не ограничиваться только ими, особенно если привлекать такой персонал нужно постоянно. В частности, можно воспользоваться следующими каналами:
- Хантинг рабочих на других производственных предприятиях.
- Ярмарки вакансий и биржи труда.
- Подключить сарафанное радио: попросить уже действующих сотрудников предприятия рассказать.
- Привлекать студентов из техникумов, училищ и других учебных центров.
- Применить акцию для сотрудников: «Приведи друга».
Сколько времени уходит на поиск рабочих на производство
По данным HH, около 25% рабочих могут искать работу на производство до полугода. Однако этот срок видится завышенным с учетом того, что спрос на рабочие специальности в стране довольно высок.
По опыту ЗМК, на поиск квалифицированного рабочего – электрогазосварщиков или маляров порошкой окраски – в среднем уходит один месяц. При этом на поиск рабочего с более узкой квалификацией может потребоваться и больше времени.
В то же время найти разнорабочего или представителя популярной профессии – например, водителя – можно за неделю.
На что обращает внимание сотрудник производства при выборе места работы
Как уже говорилось выше, сейчас в России в сегменте производства сложился рынок соискателя. Другими словами, предложений о работе больше, чем желающих работать. В этой ситуаций у рабочих производства есть возможность выбирать. Поэтому уже на этапе подбора стоит разобраться, чем вы можете заинтересовать будущего сотрудника: стоит обратить внимание на преимущества его работы именно в вашей компании.
«В первую очередь, конечно, обращают вниманию на заработную плату, – рассказывает представитель ЗМК Олеся Дурас. – Но есть и ряд других критериев, которые важны для сотрудников. Например, есть ли служебный транспорт, если предприятия находится вдали от жилых районов. Также многие смотрят на график работы: он сменный или восьмичасовой».
Помимо этого, потенциальные работники перед трудоустройством часто приезжают на экскурсию на производство. Интересуются, насколько комфортно рабочее место, как все устроено в цехе, общаются с руководителями и на основе этого тоже делают для себя те или иные выводы.
«У нас на ЗМК внедрена ERP-система «Цех=успех» и бывает, что во время экскурсии по производству начальник смены может сразу показать, сколько бригада выполнила за смену и сколько денег заработала. Когда такая информация дается наглядно, цифрами, а не просто объясняется на словах, то, естественно, и доверие к компании выше. В «Цех=успех» каждый работник сразу видит, сколько зарабатывает за день или месяц. И такая открытость подкупает. Поэтому нам легче привлекать и удерживать сотрудников на производстве», — объясняет Олеся Дурас.
Что в итоге
- В России дефицит рабочих кадров: вакансий на производство гораздо больше, чем желающих работать на таких должностях.
- Для поиска сотрудника на производство вы можете использовать достаточно большое количество каналов,но помните, что наибольший эффект дает реклама на региональных телеканалах, расклейка в лифтах домов, на остановках, раздача листовок, а наименьший – онлайн.
- Поиск квалифицированного рабочего занимает примерно месяц. Разнорабочего – около недели.
- Решение о том, работать на вашем предприятии или нет, рабочий принимает, исходя из ряда критериев. Вы можете уже на этом этапе сделать так, чтобы сотрудник хотел работать именно у вас – например, открыть ERP-систему и показать, сколько и за что заработают его коллеги на вашем предприятии.