Найти тему

ФНС и Минфин: тест на обесценение инвестиционной недвижимости может быть признаком недобросовестности налогоплательщика

ФНС, опираясь на разъяснения Минфина, пришла к заключению, что применение теста на обесценение бухгалтерском учете, применительно к объектам инвестиционной недвижимости, может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.

Отметим, что во всех упомянутых ФНС и Минфином случаях речь идет об объектах ОС, являющихся инвестиционной недвижимостью, которые налогоплательщик, в соответствии со своей учетной политикой, в бухгалтерском учете учитывает по первоначальной стоимости и тестирует на обесценение (п. 25 ФСБУ 6/2020), а налог на такое имущество рассчитывает по среднегодовой стоимости имущества (по п.1 ст. 375 НК РФ).На злоупотребление, которое выразится в недоплате налога на имущество, укажут такие признаки:

1. При проведении теста на обесценение по рассматриваемым активам, фактические значения от использования активов существенно отклоняются от плановых. Причем, по таким активам допускаются плановые операционные убытки и чистый отток средств, которые компенсируются частично либо полностью, в том числе государством.

В этом случае, считают чиновники, рентабельность не будет определяющим показателем для оценки эффективности использования таких активов. Поэтому такие показатели, как плановые операционные убытки и чистое выбытие средств сами по себе не свидетельствуют об обесценении. А раз так, то и не могут рассматриваться как признаки обесценения.

2. Наличие сделок, результатом которых стало существенное или полное обесценение объектов ОС в результате тестов на обесценение. В пример Минфин привел ситуацию, когда налогоплательщик заключал заведомо убыточные договора аренды.

Таким образом, правильность проведенного организацией обесценения нужно оценивать по итогам анализа не только проведенного теста на обесценение, но и полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по группе ОС.

Обесценение инвестиционной недвижимости, резюмировали ФНС и Минфин, требует оценки с точки зрения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем применения схем незаконной оптимизации по налогу на имущество организаций.

Информация изложена в письме Минфина от 13.11.2023 № 03-05-04-01/108053 и доведена до сведения налоговых органов для использования в работе (в т.ч. при проведении контрольных мероприятий) письмом ФНС от 17.11.2023 № БС-4-21/14532@.