В ноябре отмечается день сотрудника органов внутренних дел РФ. В Санкт-Петербурге в преддверии праздника лучшим представителям этой профессии вручили благодарности за добросовестное исполнение обязанностей и вклад в обеспечение безопасности города. Одним из награжденных был Денис Сапарин, командир отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Выборгского района. Поговорили с ним об особенностях работы ППС, трудностях и интересных случаях на работе.
- Денис Петрович, как давно вы работаете в полиции?
- Я не сразу стал полицейским. В 1999 году я закончил Санкт-Петербургское высшее зенитное ракетное командное училище. Служил в Астрахани, после попал в Чечню. Там часто контактировал с петербургским ОМОНом, так как сам родился в Ленинграде. Познакомился с командиром подразделения, попросил, чтобы меня взяли к ним работать. Так в 2009 году я попал в милицию. Написал заявление, сдал все необходимые документы, прошел медкомиссию. С должности командира батальона второго полка я начал свою службу в ППС.
- Что входит в ваши обязанности?
- Сегодня я командир отдельной роты ППС по Выборгскому району. Моя главная задача – вникать в нужды личного состава. Кроме того, в мои обязанности входит распределение должностей, комплектование, набор новых сотрудников, занятия с личным составом по боевой специальной подготовке, контроль несения службы, инструктаж. Это все происходит в режиме нон-стоп. Я прибываю на службу в семь утра, а ухожу в восемь вечера – так каждый день, кроме воскресенья.
Я как тренер футбольной команды. Боец – это футболист. Он выходит на поле, у него должна быть одна мысль: как ему хорошо сыграть, но при этом не забывать про безопасность. Так и у нас: сколько человек перешло КПП, столько и должно уйти домой. Это самая главная задача.
- В чем отличие ППС от других отделов полиции?
- Уголовный розыск занимается раскрытием уже состоявшихся преступлений. Участковый работает с бытовыми конфликтами на определенном участке. Все обращения граждан, все, что происходит в режиме реального времени, отрабатывает ППС. Я бы сравнил нашу работу с дворниками. Мы следим за порядком на улице, пробиваем людей в розыске, останавливаем автомобили для проверки.
- Каким должен быть сотрудник ППС?
- С отменным здоровьем. Кроме того, он должен отслужить в армии. Но самое главное – это желание приносить пользу стране, государству. Это человек, который должен хотеть работать. Главное – это желание, остальному всему научат. Путь от гражданина до сотрудника полиции, который выйдет на улицу с пистолетом, занимает минимум год: полгода обучения в Пушкине, как минимум три месяца стажировки.
- Подходит ли эта работа для женщин?
- Для женщин у нас достаточно суровая и тяжелая служба. Не каждая девушка сможет помочь. Поэтому сотрудниц у нас практически нет. На линии из всей роты у нас только одна женщина, и та старшая экипажа. У нее есть необходимые волевые качества для этой работы. Каждый старший экипажа – это маленький командир, у которого в подчинении два человека: водитель и второй сотрудник.
- Как часто приходится выезжать на заявку?
- В нашем деле есть один нюанс – количество машин и сотрудников ограничено. Активное время, когда к нам поступают заявки – с 18 до 2 часов ночи. Старший экипажа записывает все эти обращения. Из-за большого количества заявок приходится градировать их по степени тяжести: в первую очередь выезжают на наиболее опасные случаи.
- Есть ли какие-то программы, которые помогают вам в работе?
- Сейчас очень активно пользуемся системой «Парсив», которая значительно упрощает работу. Лицо преступника загружается в программу, после чего оно прогоняется по камерам видеонаблюдения. Благодаря этому мы можем отследить преступника до подъезда. В 90% случаев это приведет к поимке нарушителя закона.
- Приходится ли вам ездить в командировки?
- Я был в командировке в Мариуполе с мая по июль. Разница в патрулировании заключается в том, что при остановке любого транспортного средства там возможно нахождение в салоне автомобиля любого оружия: от пистолета до гранатомета. Поэтому в таких командировках наряд несет службу в бронежилетах более тяжелого типа и в касках. Если в Санкт-Петербурге наши сотрудники ходят только с пистолетами, то в Мариуполе еще и с автоматами, потому что риски в командировках возрастают в разы.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Самое тяжелое в моей работе – это то, что моему сыну исполняется 16 лет, а мне придется ему сказать: «Извини, что не участвовал в твоем воспитании». Ты уходишь на работу – семья еще спит, возвращаешься с нее – они уже спят. Поэтому главная трудность для меня заключается в том, что я практически не провожу время с семьей. Всем бойцам я говорю, что с одной стороны у вас находится семья, с другой работа. К кому спиной повернетесь, тому и будет плохо. Поэтому надо выбирать.
- Расскажите интересный случай, который произошел на службе
- Как-то я был назначен руководством УМВД ответственным по Выборгскому району. Нам поступила заявка об ограблении женщины. По ней было составлено качественное описание грабителя. Возвращаясь вечером с РОВД, я увидел приметную личность. Задержал грабителя, сдал его в отдел полиции. На следующий день в сводке вместо меня фигурировала собака Жасмин, которая якобы по следам нашла сумку пострадавшей, а заодно и грабителя. С той поры некоторые сотрудники в шутку называют меня собакой Жасмин.
Текст: Елизавета Ушакова, фото: Дмитрий Андрианов