На днях вспомнился роман Джека Лондона «Волк Ларсен», поразивший меня когда-то характером главного героя и заставивший отложить книгу с чувством неприятия к тому, что было описано.
Весь образ Волка Ларсена вдруг вызвал во мне одну единственную ассоциацию: фашист. Волк Ларсен властный, сильный, слабость и ничтожество для него одно и тоже. Жизнь человека для него ничего не значит.
Как удалось Лондону сковать такой образ в 1904 году? Возможно, благодаря распространению дарвинизма. В пищевой цепочке выживает сильнейший, тот, кто способен уничтожать слабых, потому что, существование последних – помеха.
На шхуну Ларсена писатель «поселил» интеллектуала - белоручку Ван–Вейдена.
Первый и определяющий вопрос Ларсена к нему: «Чем ты зарабатываешь на жизнь?» Понятно, что человек 35 лет, имеющий мужское, но хрупкое для его пола обличие, поражен вопросом. Он состоятелен, он не зарабатывает, он существует на «доходы». Ларсен лишает этого человека физической свободы, принуждает его трудиться и выживать в буквальном смысле слова.
Между двумя мужчинами, представителями разных слоев общества, казалось бы нет ничего общего. Хамп наблюдает за зверствами Ларсена, Ларсен ждет, когда Хамп превратится в такого же как он беспощадного зверя. По мере того, как Хамп обретает черты мужчины, Ларсен доверяет ему должность помощника капитана.
Команда пытается избавиться от капитана, но Хамп, единственный у кого был нож, не дал его, иначе Ларсену пришел бы конец.
Вот в чем загадка? Почему он не дал нож отчаявшимся людям? Каждый из тех, кто покушался, кто обладал хоть каплей человеческого достоинства неизменно погибал от рук или жестокости Ларсена.
Хамп не созрел… Интеллектуальные бои, попытки покрывать других членов команды ни к чему не ведут. Ларсен остается самим собой. А Хампу удается спасти только себя, только потому что ему помогает разум. Ни гуманность, ни религия (он не религиозен), просто интеллект, он не способен жертвовать собой ради кого-нибудь из команды, (здесь нет места взаимовыручке, все только жертвы).
Чтобы как-то вывести сюжет из тупика, писатель вводит нового героя – Мод, бесцветную хрупкую женщину, «Ван-Вейдена в юбке». Она «зарабатывает» тем, что пишет стихи. Она тоже никак не может повлиять на Ларсена, все ее заумные разговоры приводят к тому, что она оказывается в каюте капитана, и не вмешательство Хампа, а только «счастливая случайность» избавляет ее от насилия.
Счастливая случайность – это болезнь Ларсена: вспышки гнева, бесчеловечность, зверские расправы и убийства разрушают его нервы и мозг, потому что… он когда-то был человеком.
Пользуясь приступом болезни Ларсена, Хамп и Мод покидают шхуну.
Вся команда уходит на шхуну к брату Волка по прозвищу Смерть Ларсен. Там их ждет более свирепое обхождение, но мужчины предпочитают свободе призрак надежды на терпимое существование.
Ларсен предоставлен себе, слепой и немощный, на неуправляемой шхуне…
Далее идет чистая фантазия автора.
Хамп чинит шхуну, Мод ухаживает за лежачим больным (интересно, где она научилась этому?). Парализованный Ларсен пытается поджечь корабль.
Когда Ларсен умирает. Хамп, не прочитав ни одной молитвы, выкидывает его тело за борт, словно тело животного, без всякого сожаления.
Такова участь фашизма.
Александра Юрьева