Найти тему

«Остров ржавого генерала» - рассказ и фильм

Это Алиса и Баба-Яга. Да, Алиса тут другая...
Это Алиса и Баба-Яга. Да, Алиса тут другая...

Как-то раз, уже довольно давно, меня попросили сделать разбор «Острова ржавого генерала». Я ответил, что, если будет время, пересмотрю и перечитаю данное произведение и напишу разбор. Каюсь, что не сделал ни того, ни другого, но так как у меня довольно неплохая память, я попробую написать, что называется, «как помню».

Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!

В кадре постоянно только несколько роботов, и выглядят они... так себе...
В кадре постоянно только несколько роботов, и выглядят они... так себе...

Начать можно с того, что, несмотря на то, что сам по себе сюжет мог быть вполне интересен, и рассказ (который называется «Остров ржавого лейтенанта»), и его экранизация, скажем так, не особенно получились. Собственно, начать можно с фильма. Для начала, как написано в названии статьи, он называется «Остров ржавого генерала», и тут сразу, что называется «косяк». Для начала – чем командует генерал? Ну, большим подразделением, не так ли? Несколько полков, бригада, соединение – вот примерный уровень генерала. А сколько там роботов было? Максимум – взвод. Так что – то, что в рассказе был лейтенант, вполне себе логично. Но, это я, на самом деле, просто придираюсь. Суть, на самом деле, не в этом…

Сцена из рассказа. Художник, думаю, понятен и так?
Сцена из рассказа. Художник, думаю, понятен и так?

В рассказе, значит, повествуется о том, как при раскопках на месте замка какого-то милитариста, был обнаружен большой схрон с оружием, в том числе и с боевыми роботами. И, вроде как, эти боевые роботы, древней конструкции, годились только лишь для войны (собственно, а для чего ещё могут быть пригодны боевые роботы? Хотя, если вспомнить Вертера, который выдержал несколько попаданий из бластера в упор, возникают некоторые вопросы…). В общем, было решено этих роботов отправить на переплавку, после чего, их погрузили на баржу, которая потом, во время шторма, была потеряна. Что до роботов, то они, потерпев «кораблекрушение», смогли добраться до острова – видимо во время аварии на барже, они включились, и начали работать по своей изначальной программе. Ну, а потом на остров попали все остальные персонажи, включая второклассницу Алису Селезнёву, робота-деда (в фильме была Баба-Яга), а также изобретатель чемодана-«минимизатора». И там, собственно, и развернулись все события…

Итак, что касается рассказа… Я не хотел бы сказать, что он плохой. Нормальный рассказ, написанный для детей. Алиса – второклассница, повествование идёт так, чтобы его могли понять именно дети начального школьного возраста, но и более взрослым (а мне на момент, когда я впервые прочитал рассказ, было около двадцати) читать это не будет неприятно. И сюжет-то, в общем, довольно простой, если разобраться. Автор старался не травмировать детскую психику, так что, тут роботы никого не убивают. Даже тот дед – его потом отремонтировали. Кстати, несмотря на харизму актёра, что играл Бабу-Ягу (увы, я забыл, кто это), этот персонаж… не сказать, чтобы хорошо получился. Собственно, мне более интересно поговорить о том, как получились сами роботы в рассказе и в кино… Просто тут, как мне кажется, видна самая главная проблема этого фильма…

Если вспомнить описания роботов из рассказа, то это были андроидные машины. Ростом выше человека, с одним большим «фасетчатым» глазом, с трёхпалыми пальцами, но, в общем-то, примерно одинаковой внешности. А что мы увидели в кино? Очень странные конструкции, среди которых не было и двух одинаковой внешности. И что, собственно, сие должно было означать? Вот давайте на минуточку отвлечёмся от режиссёрского «я так вижу» и порассуждаем серьёзно. У нас, значит, есть роботы военного назначения. Давайте пока не будем говорить о том, что такие вот человекоподобные машины сами по себе не имеют смысла. Но! Они должны быть примерно одинаковыми! Они же по проекту сделаны! На заводе! То есть, у них должна быть типовая внешность, примерно одинаковая, а не так, как это было в кино – кто во что горазд. Так что – один из минусов фильма, как раз то, что роботы получились совершенно разными, и похожими непонятно на что. Да, они были страшными, но больше – несуразными. Уж простите, но на боевых роботов они похожи не были совершенно…

Далее, можно отметить интересную – на самом деле интересную находку создателей фильма. У роботов там было встроенное в руки оружие. Если говорить о рассказе, то там роботы вооружены не были. Они сами себе сделали луки со стрелами и какие-то дубинки. И вот тут можно высказать претензию к рассказу. Как – а главное, зачем, эти роботы сделали себе это примитивное оружие? И сделали, кстати говоря, довольно грубо, если разобраться. Хотя, как мне кажется, роботы могли бы и более аккуратно это сделать. Конечно, тут можно было бы привести цитату с описанием стрельбы из лука в исполнении робота, но, как мне кажется, можно обойтись и без неё. Просто тут можно поднять вопрос – например, зачем им навыки по изготовлению луков и стрел? Ведь в замке, где они «складировались», и так было немало оружия. Сложно сказать, для них это оружие было предназначено, или нет, но, вообще, по логике вещей, было бы лучше оснастить боевых роботов именно встроенным оружием, и сделать так, чтобы у них был расширенный боезапас… Так что, луки, стрелы и разного рода палки в рассказе выглядели откровенно странно… С другой стороны, можно предположить, что оружие у них было, а вот боеприпасов – не было.

С другой стороны, в фильме, работу этого встроенного оружия даже показали. Робот застрелил Бабу-Ягу, а потом, уже в конце, из чемодана, выстрелил в женщину-изобретателя этого самого чемодана. Но, так как роботы на тот момент уже были уменьшены, ей это не причинило никакого вреда.

Собственно, если резюмировать, то роботы в фильме – худшая его часть. Собственно, в фильме вообще, всё очень и очень плохо со спецэффектами и тому подобными вещами. Например, можно вспомнить, как диктор ТВ появляется в разных местах. На самом деле, вполне себе можно предположить, что именно это должно изображать – но получается, увы, как-то не особенно хорошо. Далее, что касается роботов… Ну вот, простите, но не получились они. Не получились! Можно сказать, что они выглядят так плохо потому, что долго стояли. Но! Стояли-то они в замке, в состоянии консервации, как я понимаю. Да, они могли немного поржаветь – но не до такого состояния, чтобы превратиться в груды ржавчины, как это было показано в фильме! Просто, судя по фильму, чудо, что они вообще ходят – там у некоторых из роботов не просто ржавчина, а натуральная гниль уже… Опять же, роботы в фильме показаны… реально глупыми. Нет, конечно, они и в рассказе не гении мысли – тут можно вспомнить хотя бы их «главного», который вообще занимается не пойми чем, но всё же, так глупо, как в кино, они себя не ведут…

Итог, наверное, может быть таким – из пусть не самого удачного рассказа Булычёва (хотя, тут можно поспорить – рассказ-то, сам по себе неплох, как мне кажется), сделали фильм, который… ну, как говорится, «ни два, ни полтора». Фантастическое кино снимать в СССР умели. Дизайн роботов делать тоже умели – достаточно вспомнить и те же «Через тернии к звёздам», и другие фильмы – могли, умели, практиковали. Но, именно этот фильм просто не удался. Хуже него, на мой взгляд, только «Лиловый шар», про который я уже писал…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!