Найти в Дзене
Libertà

«ГАМЛЕТ» ПОЧЕМУ КОЗИНЦЕВ ВЫБРАЛ НА РОЛЬ КОРОЛЕВЫ ЭТУ АКТРИСУ

Режиссер Г. Козинцев, киностудия Ленфильм, 1964 год. В роли принца Гамлета И. Смоктуновский, король Клавдий - М. Названов, королева Гертруда - Э. Радзиня, Офелия - А. Вертинская. Одно время мне казалось, что роль королевы в этой экранизации должна была играть другая актриса, более яркая и красивая потому что ее любили два короля. В моем понимании текста пьесы королева являлась одной из причин преступления, которое совершил Клавдий, дядя принца Гамлета, желавший получить власть и любимую женщину. Однако, глядя на героиню Эльзы Радзиня, трудно представить себе, что Клавдий сох от любви к этой даме. Да и поведение Клавдия в фильме Г. Козинцева никак не выдает любовные чувства со стороны этого героя. Напротив, король даже наедине с Гертрудой не проявляет пылкости, а в ее отсутствии упоминает о королеве, как о помехе, мешающей достойно наказать принца Гамлета. Можно было предположить, что в варианте Козинцева был использован скандинавский типаж актеров, не предполагавший яркой красоты. Одна
кадр из фильма Г. Козинцева "Гамлет"
кадр из фильма Г. Козинцева "Гамлет"

Режиссер Г. Козинцев, киностудия Ленфильм, 1964 год.

В роли принца Гамлета И. Смоктуновский, король Клавдий - М. Названов, королева Гертруда - Э. Радзиня, Офелия - А. Вертинская.

Одно время мне казалось, что роль королевы в этой экранизации должна была играть другая актриса, более яркая и красивая потому что ее любили два короля.

В моем понимании текста пьесы королева являлась одной из причин преступления, которое совершил Клавдий, дядя принца Гамлета, желавший получить власть и любимую женщину.

Однако, глядя на героиню Эльзы Радзиня, трудно представить себе, что Клавдий сох от любви к этой даме. Да и поведение Клавдия в фильме Г. Козинцева никак не выдает любовные чувства со стороны этого героя.

кадр из фильма
кадр из фильма

Напротив, король даже наедине с Гертрудой не проявляет пылкости, а в ее отсутствии упоминает о королеве, как о помехе, мешающей достойно наказать принца Гамлета.

Можно было предположить, что в варианте Козинцева был использован скандинавский типаж актеров, не предполагавший яркой красоты. Однако, Офелию А. Вертинской трудно не назвать красавицей.

кадр из фильма
кадр из фильма

Очевидно, что выбор актрисы на роль Гертруды не был случайным.

Я видела несколько постановок этой пьесы. В одной из них актер, исполнявший роль Клавдия, играл любящего Гертруду человека. Его Клавдий бросался к кубку с отравленным вином со словами: «Не пей вина, Гертруда!», но не успевал остановить королеву.

Королева, как составляющая часть потери в случае отца Гамлета и добычи у Клавдия, упоминается обоими этими персонажами.

Призрак отца говорит, что «был лишен короны, жизни, королевы».

Клавдий в своем монологе получает «корону, край и королеву».

В своей экранизации Г. Козинцев хотел нам показать Клавдия, как человека, использовавшего, королеву для упрочения своей власти после убийства брата.

Он не любит эту женщину, но заранее «склонил ее к преступному сожительству с собой», готовя убийство ее мужа.

Гертруда нужна Клавдию для того, чтобы держать Гамлета, если не в повиновении, то под контролем со стороны любящей матери, покорной ему самому, а, главное, чтобы избежать союза королевы и Гамлета в возможной борьбе за трон.

Героиня Э. Радзиня не знает о преступлении, которое совершил ее второй супруг в отношении первого. Но в ответ на обвинения сына в свой адрес она не пытается ни оправдаться, ни убедить его в том, что он не прав.

Что очень важно, Гертруда не удивлена и словам сына о том, что ее муж убийца. Она повержена, королева падает на пол под тяжестью обвинений и отвечает: «Гамлет, перестань! Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, которые ничем не смыть.»

кадр из фильма
кадр из фильма

Королева догадывается о своей роли в преступлении, захвате трона, но молчит потому, что любит преступного Клавдия.

У Козинцева нет и не может быть никаких отступлений от текста пьесы. В его версии прочтения пьесы Шекспира "Гамлет" у Клавдия нет любви, способной хоть как-то оправдать преступление.