В 1914 году в Большой аудитории Соляного городка на Пантелеймоновской улице профессор Борис Вейнберг, прибывший из Томска, читал лекцию «Движение без трения». Выступление профессора вызвало в столице ажиотаж.
Якову Перельману, автору «Занимательной физики», повезло стать очевидцем события. «Не могу забыть того ошеломляющего впечатления, — писал Перельман, — которое произвел на холодную петербургскую публику этот смелый проект, когда изобретатель в блестящей лекции нарисовал перед слушателями картину будущей борьбы с пространством».
В лекции речь шла о железной дороге с невесомыми вагонами — «вагоны не катятся по рельсам, не плавают на воде, даже не скользят в воздухе, — они летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на неведомых нитях могучих магнитных сил», — восторгался Перельман поездом будущего. По идее Вейнберга, мощные катушечные соленоиды выстреливают поезд в трубу и, не снижая скорости, вагоны движутся в вакууме внутри трубы, из которой насосами откачан воздух. Снаружи трубы установлены электромагниты, они подхватывают вагоны, не давая упасть, и передают по цепочке. «Вагон мчится без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве…» — писал с восторгом Перельман.
Доклад Бориса Вейнберга фантастикой не был. В наши дни благодаря предпринимателю Илону Маску многие наслышаны о проекте HyperLoop, где предполагается использовать ровно те же принципы вакуумного движения поездов. В 1911 году в физической лаборатории Томского технологического института Борис Вейнберг построил прообраз поезда на магнитной подушке — магнитоплана, или, как называют сегодня такие транспортные средства, — маглева (сокращение от магнитной левитации). Эту модель описал ученик Вейнберга и академик Владимир Кузнецов в книге «Мой путь в науке»: «Посредине комнаты находилось кольцо из толстой медной трубы. Диаметр кольца около 5–6 метров, диаметр трубы около 30–40 см. В нескольких местах на трубе были надеты катушки из изолированной проволоки и на трубе были помещены большие электромагниты. От этих катушек и электромагнитов шло в страшном беспорядке большое количество проводов».
Модель действовала. Пусковой соленоид выстреливал вагон весом около 10 кг, и тот двигался со скоростью 6 км в час. Вейнберг рассчитывал довести скорость поезда до 800–1000 км в час, а пропускную способность при двухтрубном пути — до 15 тысяч человек. Расстояние от Владивостока до Москвы такой поезд должен был преодолевать за 11 часов.
На начальном этапе Вейнберг думал над упрощенным вариантом поезда без использования вакуума и для предотвращения болтанки предлагал использовать электромагниты. Свой проект Вейнберг подал на рассмотрение в Управление Сибирской железной дороги, но стоимость оказалась слишком велика, цена версты пути могла обойтись в 200 тысяч рублей.
Поезд из невесомых вагонов принес Борису Вейнбергу мировую известность, в 1914 году об ученом сняли документальный фильм, футуристические изображения «магнитоплана» публиковали на обложках научно-популярные журналы.
От петербургских снегов до арктического льда
Борис Вейнберг родился в Петергофе в семье поэта и переводчика Петра Вейнберга в 1871 году. В 1893 году Борис окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где его руководителем был Дмитрий Менделеев. В 1905-м защитил магистерскую диссертацию — «Влияние среды на электрически-магнитные взаимодействия». Название его докторской диссертации — «О внутреннем трении льда».
«Снег, град, лед и ледники, т. е. вода в твердом состоянии в природе, представляют с физической точки зрения… неизвестные области «темного континента» наших сведений о природе… Мы ходим, катаемся на коньках по льду, ездим на санках по снегу, попираем снег ногами, слышим хруст снега, видим сверкание снега на солнце, отряхиваем снег с неудовольствием, когда он досадными хлопьями западает между одеждой и телом… редко-редко полюбуемся мы инеем на деревьях и ледяными узорами, расписанными морозом на окнах, в детстве, вероятно, с любопытством собирали мы град и снежки, — но вряд ли часто задумывались и задумываемся над тем, да как же образуется снег, иней, град, лед», — пишет о предмете своего научного интереса приват-доцент Борис Вейнберг в книге «Снег, иней, град, лед и ледники», изданной в 1909 году. Труд с красивым названием и поэтичным языком стал первой русской фундаментальной работой по гляциологии (науке о льдах).
Вейнберг принадлежит тому поколению ученых, которое в начале ХХ века с азартом бралось исследовать открывающиеся в естественных науках горизонты. Научную карьеру Вейнберг начал с изучения движения арктических льдов и выдвинул теорию движения льда по наклонному руслу.
Сибирские изыскания
В Томске, куда он переехал из Петербурга в 1909 году, Вейнберг организовал метеорологическую станцию и стал пионером в изучении климата Западной Сибири. С 1909 по 1914 год провел 23 научных экспедиции, маршруты которых пролегали по Горному Алтаю, вдоль реки Енисей от Красноярска до Дудинки, по Монголии и по пути из Верхнеудинска до Чуйского тракта, по западной части Сибири, по Оби и Обско-Тазовской губе. Самой северной географической точкой, где удалось побывать Вейнбергу, был остров Диксон на Таймыре.
В 1910 году Международная магнитная комиссия привлекла Вейнберга к исследованиям земного магнетизма, и он вел геомагнитную съемку в экспедициях по северным районам Сибири. В том же 1910 году Вейнбергу с коллегами довелось наблюдать прохождение хвоста кометы Галлея, и с этого события в Томском университете отсчитывают историю астрономических исследований.
Тогда же ученый инициировал создание при университете кафедры воздухоплавания, и в результате от городской думы был получен земельный участок для аэродрома и устройства аэротехнический лаборатории. Студенты и преподаватели построили здесь двухместный летательный аппарат и совершали полеты над городом, а Вейнберг на территории лаборатории собрал модель магнитоплана.
Возвращение в Петербург
Борис Петрович Вейнберг, по свидетельствам современников, был жизнелюбом и обладал неутомимой энергией. В 1915 году Императорская Академия наук по предложению Вернадского организовала Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) для исследования и использования богатств страны. Пригласили к работе и Вейнберга. В результате в 1919 году он организовал и возглавил Институт исследований Сибири в Томске. Ему же принадлежит идея создания научно-исследовательского Института прикладной физики при Томском технологическом институте в 1923 году.
В 1924 Борис Вейнберг вернулся в Петроград и возглавил Главную геофизическую обсерваторию, в ведении которой находилась вся Гидрометеорологическая служба страны. В 1927 году вместе с сыном, инженером-теплотехником Всеволодом Вейнбергом, вел работы в новой области науки — гелиотехнике и разрабатывал проект двигателя на солнечной энергии. Последней научной работой в жизни Бориса Петровича были консультации при строительстве Дороги жизни по льду Ладожского озера.
Ученый-визионер
На счету ученого множество оригинальных идей и изобретений: прибор для измерений внутреннего трения льда, прибор для консервирования града и прибор для измерения напряженности магнитного поля, электрический термобур для получения отверстий за счет плавления. Принцип работы термобура использовали при бурении километровых скважин в Антарктиде.
Бориса Петровича Вейнберга волновало будущее, ему довелось быть участником встречи со знаменитым фантастом Гербертом Уэллсом в Ленинграде. В 1934 году в гостинице «Астория» он переводил разговор Герберта Уэллса с советскими писателями, среди которых был Александр Беляев. Сам Борис Петрович написал в 1922 году фантастический очерк «К двухдесятитысячелетию начала работ по уничтожению океанов. Очерк истории человечества от первобытного состояния до 2230 года», где предсказывал последствия наступления человека на Мировой океан.
Текст: Михаил Борисов
#городпервых