Найти в Дзене

Психологический разбор фильма "Похороните меня за плинтусом"

Внимание! Спойлеры!

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.
Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.

Сюжет: Фильм повествует о тихом и болезненном 8-летнем мальчике Саше Савельеве и его непростых отношениях со своей семьей.

Детство у мальчика, мягко говоря, непростое: он живет с бабушкой и дедушкой, так как они не доверяют его воспитание собственной матери - так как она завязала роман с мужчиной, у которого алкогольная зависимость. Саму мать к ребенку не подпускают и общаться мальчику с ней не дают, публично оскорбляют и отчуждают от него. Хотя она отчаянно ищет способы встретиться с ним хотя бы на его день рождения.

Бабушка прибегает к авторитарному стилю воспитания с применением как физического, так и эмоционального насилия. Дедушка, по сценарию известный актер, также не является для Саши опорой или островком безопасности. Он предпочитает не вмешиваться в отношения мальчика и бабушки, чтобы лишний раз не спровоцировать ее агрессию на себя.

Через весь фильм тянется история заболеваний Саши. У него обнаруживается одно заболевания за другим, а интерпретация бабушки гласит: "это ребенок расплачивается за грехи своей матери-потаскухи".

В целом, атмосфера в семье царит очень напряженная и фильм может вызвать различные непростые чувства, вплоть до отвращения.

Сама история о Саше - это автобиографическая повесть российского писателя Павла Санаева. Фильм является не совсем точно воспроизведенной картиной этой повести, но дает в первую очередь возможность поставить зрителя в “над”ситуативную позицию и показать, как на самом деле живется детям в семьях, где есть конфликты.

Выше я описала лишь малую часть сюжета. Если вы не смотрели фильм, то рекомендую все же посмотреть или найти более подробный его пересказ.

Психологический разбор:

Сначала давайте рассмотрим героев, их особенности, черты личности и паттерны поведения.

Бабушка - в этом фильме она представлена как настоящий тиран – грубая, авторитарная, жестокая. Правда есть и другие ее стороны: например, в самом начале фильма дедушка поймал в мышеловку мышонка. Бабушка при этом была очень чувствительна к такому “убийству” и резко осудила поступок мужа. Именно этот сюжет передает некое аффективное противоречие внутреннего мира бабушки, где сочетаются жестокость и сочувствие.

Также на протяжении всего фильма, где она проявляла порой чрезмерную жестокость к ребенку, уживалась и проявлялась какая-то нежность, забота и любовь к нему.

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.
Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.

Именно такая амбивалентность чувств и поведения характерная черта у людей с пограничной организацией личности или, как принято говорить более корректно и по-гештальтиски - имеющих пограничный опыт контактирования. Также заметна и еще пара компонентов ее личности - паранойяльность и истероидность. В сочетании такой коктейль ведет к устраиванию манипулятивных выходов, что в принципе и показано фильме как манипуляция виной/страхом/стыдом.

Уже ближе к концу фильма мы узнаем из ее телефонного разговора, что она сама имеет непростую судьбу - сломанная молодость и карьера актрисы, неудачное замужество, и самое главное - смерть своего первого ребенка, которую она не смогла нормально отгоревать.

Далее складывается картинка: травма прошлого влияет на настоящее и вот-вот может повториться с ее внуком. Ведь есть вероятность, что такая болезненность внука является ее проективной идентификацией. Ее механизм следующий: не отгоревав до конца утрату, она смотрит на мир сквозь “линзы потери” и проецирует свой прошлый, незавершенный опыт утраты на Сашу, а дальше идентифицируется (отождествляется) с этой проекцией, тем самым действительно делая из ребенка инвалида. Ведь принцип работы травм - они всегда стремятся к завершению.

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.
Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.

Дедушка - данный персонаж семейной драмы держится весьма отстраненно от остальных героев. Он популярный актер и ведет какую-то скрытую жизнь от своей жены. Отношения у них с ней очень напряженные, без близости. Держатся они словно лишь на чувстве вины, которым так часто манипулирует его жена. То, как он закрывает глаза на все происходящее насилие и высокомерно проявляет себя в разговоре с кастинг-менеджером предполагает у него наличие упругих нарциссических защит. В целом, и у бабушки они тоже есть (как у каждого из нас в большей или меньшей степени). Отсутствие эмпатии защищает психику от тяжелых чувств и помогает выжить в условиях, где быть чувствительным очень больно и опасно.

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.
Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.

Мать Саши: выйдя из отношений с матерью-тираном, она попала сначала в одни непродолжительные отношения, где был зачат Саша, а потом в другие - где ее партнер алкозависим. Так проявляются последствия авторитарности воспитания - ребенок становится созависимым, находит себе партнера с зависимостью и делает потребности другого своими собственными. Именно поэтому так сложно бросить дурную привычку в отношениях, где вся жизнь другого построена вокруг этого "симптома" - алкоголизма или другой зависимости. Так получается из-за того, что созависимый не знает своих границ, своих потребностей и у него в целом не сформировано целостное и устойчивое “Я”.

Метафора образа Сашиной мамы - сдутый шарик, который носит ветер непонятно куда.

Саша Савельев: вся семейная драма разворачивается в сознании и душе этого маленького мальчика. Он страдает не только за “грехи” матери (как сказала бабушка), но и за весь свой род. Нерешенные проблемы в предыдущих детско-родительских отношениях бабушки и мамы буквально разрывают его пополам – вина перед бабушкой или любовь к маме. Для ребенка это невероятно тяжелый конфликт. Бабушка не считается с его индивидуальностью и обращается с ним как со своей собственностью, нарушая при этом физические/психологические/эмоциональные границы. При таком сценарии воспитания Сашу скорее всего ждет такой же путь зависимых/созависимых отношений как у его матери, а травма брошенности будет подкреплять подобные отношения из которых сложно будет уйти.

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.
Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом" 2009г.

Если подытожить более кратко, то мы видим дисфункциональную семью, в которой не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности ребенка, а причиной является передача трансгенерационных травм. Герои картины: бабушка, мама и мальчик взаимодействуют по классическому треугольнику Карпмана. Бабушка - тиран, мать-спасатель, ребенок - жертва. Но не все так просто как кажется, и фильм это наглядно показывает: как меняются роли в "треугольнике судьбы". Сцена с мышонком как раз вносит динамики переключения вышеописанных ролей.

Можно ли тут выделить кого-то как абсолютное зло? С моей точки зрения нет. У каждого героя свой непростой опыт и не стоит судить, не зная каково это - жить с этим. Единственное, я бы с особой печалью отметила равнодушие социума к происходящему, ведь каждый второстепенный персонаж понимал про ситуацию в этой семье, но ничего не сделал. Так, например, при рассмотрении структуры буллинга особое внимание уделяется не жертве и агрессору, а именно наблюдателям или "свидетелям". Именно благодаря этим персонажам обычно сохраняется травля.

Семья это система, напряжение в которой зациклено. В этой системе страдает всегда самый слабый ее элемент - в данном случае ребенок. Подобная история происходит в семьях, где существует нерешенный конфликт между парой родителей. В таком случае ребенок часто более и его "симптом" является тем самым громоотводом и сплочает пару. Если родители проясняют свое напряжение друг с другом, симптом больше не нужен и ребенок выздоравливает.

Отмечу, что красной нитью в фильме протянута тема смерти. Хотя эта тема обычно табуируется, здесь она затрагивается очень часто и с некой обыденностью. События в жизни главных героев настолько драматичны, что кажется, будто смерть выглядит как единственное избавление от бесконечных страданий. Тем самым поднимается к осмыслению одна из шести экзистенциальных данностей - смерть. Она дает нам понимание того, на чем строить свою жизнь и вызов, для того, чтобы честно взглянуть на нее.

Одновременно с этим, сама фраза мальчика "похороните меня за плинтусом" несет в себе смысл того, что он устал быть этой площадкой для разборок двух женщин и хотел бы, чтобы от него уже отстали.

Меня на экзистенциальные размышления подтолкнула именно концовка фильма: кладбище и прощание с бабушкой. Мама с Сашей снова вместе - вроде бы хороший финал. Но! Нам показывают картинку, как Саша хочет подойти поближе к могиле, но его мать очень резко и грубо отдергивает его и еще с какой-то невероятной злобой говорит через зубы “стой на месте! ”. Для меня эта картина поднимает и вопрос выбора: как мы хотим прожить свою жизнь? Повторяя деструктивные семейные сценарии или все-таки прекратить передавать нелюбовь по наследству?

Каждый решает уже этот вопрос для себя сам.

Спасибо вам, что дочитали❤️.

Я ограничена объемом статьи и вынуждена остановиться на этом. Свои мысли насчет фильма и статьи пишите в комментариях. Если будут дополнения - с радостью почитаю.

Если понравилось - ставьте 👍

Больше психологических разборов можно найти в моем канале.

До встречи!