Чёрная пятница — это не только день, когда происходят самые крупные распродажи года, но и день, который собирает огромное количество людей в магазинах. Прогнозируется, что в 2023 году Чёрная пятница вырастет почти на 6% в годовом исчислении, а выручка достигнет $9 600 000 000, превысив показатели 2022 года. В этой статье мы расскажем об истории этого феномена, о том, как он возник и как его отмечают в разных странах.
Почему чёрная?
Существует несколько версий происхождения названия. Расскажем самые интересные. А выбирать — вам.
10 баллов
Выражение «Чёрная пятница» возникло в XIX веке и изначально не было связано с покупками. 24 сентября 1869 года в Америке произошло самое масштабное в истории падение цен на золото. Спустя почти столетие, в 1966 году, полиция Филадельфии назвала «Чёрной пятницей» тот день, когда из-за огромного количества покупателей, устремившихся в торговый центр на распродажу, образовались жуткие пробки. Город сходил с ума.
Доктор, меня с утра шопоголит
В Соединённых Штатах есть традиция брать дополнительный отпуск после Дня благодарения, обычно чтобы устроить четырёхдневный отпуск и начать подготовку к Рождеству. Термин «Чёрная пятница» был впервые использован в ноябре 1951 года в журнале Factory Management and Maintenance для описания явления массовых прогулов по болезни.
Все ходы записаны
Когда ещё не было компьютеров и интернета, продавцы записывали свои доходы и расходы на бумаге. Если они получали прибыль, то использовали чёрные чернила, а если получали убыток, то красные. В чёрную пятницу продавцы обычно получали больше продаж, чем в другие дни, поэтому их записи становились чёрными от чернил.
Немного статистики
Чёрная пятница 2022 года в США ознаменовала значительный сдвиг в покупательских привычках после пандемии, став самым популярным днём как для обычных, так и для онлайн-покупок на протяжении всех выходных в честь Дня Благодарения.
72,9 миллиона потребителей предпочли совершать покупки в офлайн, что заметно больше, чем 66,5 миллионов в 2021 году. Одновременно около 87,2 миллиона потребителей совершали покупки в Интернете, сохраняя тенденцию роста онлайн-покупок, наблюдаемую с 2021 года.
Россияне во время распродажи в Чёрную пятницу 2022 сделали на 43% больше заказов, чем в обычное время, и потратили на покупку товаров на 57% больше денег. Число заказов увеличилось на 2-15% по сравнению с прошлым годом. Самыми популярными категориями товаров остались одежда, товары для дома и техника
Средний чек составил 4236 ₽. Это рост на 9%.
--
Wildberries
Эта площадка удвоила сумму заказов, которая превысила 106 000 000 000 ₽. Пользователи активнее всего заказывали электронику и, внезапно, сантехнику 🚽
Ozon
Количество заказов с 25 по 27 ноября выросло в 2,3 раза по сравнению с остальными днями месяца. Пользователи сделали 47 000 заказов за первые минуты. При этом 79% заказов были сделаны в регионах.
Яндекс.Маркет
Оборот маркетплейса вырос в 3 раза, а число новых пользователей увеличилось вдвое.
СберМегаМаркет
Продажи на этой площадке выросли на 75% по сравнению с прошлым годом. Самые активные пользователи покупали товары для красоты и товары для животных.
--
Москва - один из городов, где Чёрная пятница вызвала наибольший интерес. Следом идут: Новосибирск, Краснодар, Челябинск, Екатеринбург и Нижний Новгород.
Список городов с наибольшим количеством покупок выглядит похожим образом. Москва остается на первом месте, за ней идут города-миллионеры: Новосибирск, Челябинск, Пермь и Екатеринбург.
Из браузеров наибольшим спросом пользуется Chrome. В пятерку лидеров также вошли: Яндекс.Браузер, Opera, Safari, Firefox.
По сравнению с периодами до распродаж, увеличилось количество покупок, сделанных с планшетов, умных телевизоров и мобильных устройств. Более 45% онлайн-заказов в Чёрную пятницу 2022 было оформлено со смартфонов. А вы читаете эту статью с какого устройства? Напишите в комментариях.
А что сейчас?
В этом году участвовать в Чёрной пятнице собираются 56% опрошенных. Большинство — из Москвы и Московской области. Меньше всего желающих на Дальнем Востоке.
Не хотят участвовать в распродаже 25%.
23% опрошенных планируют потратить не более 5 000 ₽, ещё 23% собираются потратить в диапазоне 5—10 000 ₽. 13% готовы потратить до 15 000 ₽, а 11% — до 20 000 ₽.
В 2023 году потребители выделили следующие 10 основных факторов, которые важны при выборе места для покупок в Чёрную пятницу или Киберпонедельник:
- Акции/распродажи (80,7% потребителей)
- Бесплатная доставка (79,6%)
- Наличие продукции (66,1%)
- Политика возврата/обмена (50,2%)
- Быстрые сроки доставки (46,1%)
- Интернет-обзоры (46,0%)
- Возможность покупки онлайн-самовывоза в магазине (22,3%)
- Рекомендации от семьи/друзей (21,0%)
- Возможности «Купи сейчас, заплати позже» (14,9%)
- Часы работы магазина (12,2%)
Без мошенников не обойтись
В 2023 году каждый четвёртый человек сообщил, что стал жертвой онлайн-мошенничества. Среди этих лиц:
- 51% столкнулись с мошенничеством при покупках в Интернете.
- 31% столкнулись с фишингом
- 27% столкнулись с мошенничеством при доставке почты.
- 25% были вовлечены в мошенничества с переплатой/возвратом средств.
- 23% имели дело с мошенничеством с подарочными картами.
- 22% столкнулись с мошенничеством в сфере благотворительности
- 16% столкнулись с мошенничеством при бронировании билетов
- 12% стали жертвами мошенничества с домашними животными.
В чёрную пятницу недобросовестные продавцы активизируются. Будьте осторожны. Вот 4 известных способа «легального» обмана покупателей:
Один из самых распространенных трюков — когда продавцы значительно завышают цену, а затем перед распродажей снижают её. В результате, товар продается по исходной цене или даже выше.
Часто встречается продажа неходовых товаров, например, тех, у которых скоро закончится срок годности, или продажа товаров из торгового зала, которые могут иметь царапины.
Ещё один распространенный прием — когда продавцы говорят, что определенного товара уже нет из-за большого спроса, и предлагают купить другой. В спешке покупатель делает покупку, не подозревая, что товар продается по обычной цене.
Мало кто из покупателей знает о четвертой тактике обмана. Это когда магазин снижает цены только на популярные бренды, и размещает их на видном месте. Если покупатель видит, что широко известные бренды продаются со скидкой, ему может показаться, что и менее известные тоже продаются со скидкой, хотя на самом деле это не так.
Интересные факты про Чёрную пятницу
Занято!
Из-за большого количества покупателей в торговых центрах и магазинах в дни Чёрной пятницы часто возникают проблемы с работой туалетов. Поэтому у сантехников это время — один из самых загруженных и напряженных дней в году.
Я устал. Я ухожу
В последние годы некоторые крупные ритейлеры и компании начали бойкотировать Чёрную пятницу. Они предлагают своим сотрудникам провести этот день с семьёй и друзьями, а не ходить по магазинам (или работать).
Бойкот Чёрной пятницы связан с несколькими причинами. Во-первых, это экологические причины. Многие люди считают, что чрезмерное потребление и покупка ненужных товаров в период распродаж приводит к увеличению объема отходов и загрязнению окружающей среды.
Во-вторых, некоторые считают, что Чёрная пятница приводит к чрезмерному стрессу и перегрузке для работников и покупателей. В магазинах и торговых центрах часто возникают огромные очереди и проблемы с транспортом из-за большого наплыва людей.
Одиночество — свoлoчь
Вдовы и разведенные люди тратят больше всего в этот день - 66% и 61% соответственно. Интересно, что это происходит не потому, что жена ждёт вечера, чтобы муж дал ей свою кредитную карту и разрешил потратить все деньги. Семейные пары на самом деле более эффективно управляют бюджетом и делают меньше необдуманных покупок. Исследование Мичиганского университета показало, что одинокие люди в среднем тратят на 38% больше, чем члены семьи из четырех человек. Ученые объясняют это тем, что одиночки, покупая различные вещи, пытаются заполнить окружающее пространство и таким образом почувствовать себя в безопасности.
Этот безумный безумный безумный мир!
На американском форуме Реддит написано множество историй о происшествиях, которые происходили во время Чёрной пятницы. Люди рассказывают о случаях, когда они травмировали себя, насмерть дрались из-за оставшихся товаров, вызывали полицию из-за несоответствия цены, требовали пропустить в очереди, потому что им нужно было в больницу, въезжали на автомобилях в магазины, покупали сотни телевизоров в одни руки и ещё множество совершенно сумасшедших историй.
Какими бы сладкими ни были скидки, как бы ни хотелось купить подешевле, всегда оставайтесь человеком. И удачных вам покупок!