Одри Хепберн не стало 20 января 1993 года. Она умирала мучительно. Юбер де Живанши до последнего оставался с ней. Их дружба длилась почти 40 лет. Они помогли друг другу стать звездами первой величины на небосклонах моды и кино. После ухода своей лучшей подруги Юбер де Живанши не смог больше создавать моду. Одри как будто унесла с собой все его вдохновение.
В 1995 он ушел на покой, оставив управление модным домом в самом расцвете своему преемнику - Джону Гальяно, а затем- Александру Маквину. Живанши уединился в загородном доме и лишь однажды вернулся в мир моды, воплотив заново на бумаге эскизы знаменитых костюмов актрисы из фильмов к выставке, посвященной Одри Хепберн. Юбер де Живанши пережил актрису на 25 лет, оставив этот мир в 2018 году.
Я очень давно хотел написать статью о Живанши, и не мог долго начать ее. В голове столько интересного, что хотелось рассказать о знаменитом кутюрье поподробнее и показать очень много красоты... Но путь к успеху Живанши нельзя писать без истории жизни его верной подруги - Одри Хепберн. Это была очень трогательная история дружбы и успеха. О ней я сегодня и расскажу. И прости, дорогой читатель, что начал я эту историю с грустных строк...
Одри шла к успеху, пережив тяготы Второй мировой войны. После развода родителей Одри жила в Голландии, где их с матерью застала Вторая мировая. Одри жила в оккупированном нацистами Арнеме. Здесь она с ужасом наблюдала казни и депортации, страдала от эмоционального и физического истощения. Погибали ее родные и близкие. Она на всю жизнь запомнила все ужасы войны.
Одри мечтала стать балериной, но ее хрупкая от недоедания комплекция была забракована... И она стала актрисой. Она круглосуточно играла на театральных подмостках лондонского Вест-Энда и стала сниматься в эпизодических ролях в кино. Стали появляться ее первые театральные награды. Ее заметили.
А что Живанши? Он хотел стать... пилотом, хотя его прадеды были художниками-декораторами, они оформляли Елисейский дворец и Гранд-опера. Отец умер, когда Юберу Живанши исполнилось два года. В 10 лет он попал в Париж на Международную выставку искусства и техники. Мальчик был так восхищен павильоном мод, что вернувшись в родной Бове на севере Франции, начал рисовать эскизы одежды. Годы Второй мировой семья Живанши пережила тяжело: умерла бабушка, мать бралась за любую черную работу, а сыновья как могли помогали женщине. Мечта помогла Юберу не сломаться и не замкнуться. И в 1945 году, как только Париж вновь задышал мирной жизнью, он поехал туда с намерением стать учеником модельера.
Он поступил в Школу изящных искусств и к 25-ти летнему возрасту успел поработать с самыми известными домами моды и лучшими модельерами - Диор, Эльза Скьяпарелли, Баленсиага. До знакомства с Одри Хепберн оставался один год.
Шел 1953 год. Начались сьемки фильма "Сабрина". Постановщиком и продюсером картины был Билли Уайлдер. Для главной роли была выбрана еще не очень известная Одри Хепберн. Ее гонорар составил ... 15000 долларов... Ставшие знаменитыми "Римские каникулы" уже были сняты, но еще не вышли в прокат в Европе.
Режиссер вспоминал, что когда Одри приходила на съемку "Сабрины", все тут же переставали сквернословить. Все чувствовали, что невольно пропускают слова через какой-то мысленный фильтр. Хотя все знали, что Одри не ханжа. Она обладала каким-то редким, неповторимым обаянием, которое пронизывало каждую ее роль и излучается с экрана. Даже сегодня.
Предполагалось, что костюмы для актрисы будет создавать кто-то из парижских кутюрье, ведь по сюжету молодая американка, будучи очень простой девушкой, по возвращению из Парижа в Америку становится неотразимой леди. И костюмы должны были играть очень важную роль. Почему бы не заказать костюмы у французов? Модельер Кристобаль Баленсиага, к которому обратился Уайлдер, категорически отказался от участия в создании фильма, назвав сюжет бесперспективным. Хепберн предложила кандидатуру совершенно неизвестного модельера Живанши, модели которого восхитили ее еще во время съемок в картине "Дитя Монте-Карло".
И Одри Хепберн полетела в Париж к Живанши. В Париже магазин платья Живанши открыл только за год до этого визита. Модельеру исполнилось всего 26 лет. Но тогда Живанши увидел совсем не ту актрису, о встрече с которой договаривался. Он ждал другую Хепберн. Он ждал Кэтрин Хепберн из вышедшего в Европе фильма «Ребро Адама». А на встречу пришла совсем неизвестная актриса - 24-х летняя, худая, как тростинка, Одри Хепберн. Модельер писал, что тогда она казалась худым подростком в забавных сандалиях, белой футболке, клетчатых обтягивающих штанах и нелепой шляпе, как у гондольеров.
Занятый подготовкой новой коллекции, он не смог уделить должного внимания актрисе, предложив выбрать что-то из готовых коллекций. Но то, что она увидела в ателье среди готовых платьев, ее вполне устроило. Что-то она привезла в Америку в виде двадцати готовых костюмов, а что-то в виде эскизов. Но достоверно известно, что в фильме появились три изделия марки Живанши: светло-серый костюм из шерсти, чёрное коктейльное платье без рукавов и роскошный белоснежный вечерний туалет без бретелек с вышивкой.
В 1955 году «Сабрина» стала лауреатом премии «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам в черно-белом фильме, которую получила .... костюмер фильма Эдит Хэд. Имя Живанши тогда не прозвучало на церемонии... Так было указано в титрах к фильму и в... контракте Эдит Хед, ведь ее имя в любом случае было бы в авторах костюмов.
Говорят, еще до выхода фильма была утечка эскизов костюмов Одри, подписанных Эдит Хед. Возможно, она их просто срисовала с готовых платье Живанши....
Среди модельеров четырехугольный вырез на платье героини Хепберн, изобретенный Живанши, стал называться «Сабрина-декольте».
Живанши был невероятно скромен, вёл себя как настоящий джентльмен и никак не комментировал этот фильм. Лишь когда в 1981 году Эдит Хэд умерла, он рассказал всю правду. Эти костюмы сыграли большую роль в судьбах Хепберн и Живанши. Сценарист "Сабрины"в одном из интервью сказал, что то, как Одри выглядела в этом фильме, оказало влияние на все роли, которые она сыграла впоследствии. Можно сказать, что если бы она не поехала тогда в Париж к Живанши, она никогда бы не получила роль в "Завтраке у Тиффани".
Так началась их дружба. Одри Хепбёрн в своих интервью всегда упоминала парижского модельера Юбера де Живанши. Живанши очень быстро обрёл популярность в мире моды. При их личной встрече с Одри, которая прилетела в Париж, чтобы извиниться перед Живанши, модельер не уставал благодарить девушку за такую рекламу... С этого момента Одри как в жизни, так и в кино будет выбирать наряды от кутюрье, ставшего ее другом.
Невероятно эффектное красное платье в одной из сцен фильма "Забавная мордашка" в 1957 году стало символом фильма. Одри в нем похожа на статую летящей богини Ника на заднем плане на лестнице. Эта сцена заняла несколько секунд фильма, но запомнилась зрителям. Большинство сцен с платьем были вырезаны при монтаже. За этот фильм Юбер де Живанши номинировался на Оскар вместе с Эдит Хед.
Ее первым мужем был Мел Феррер. Вместе с агентом актрисы они однажды решили, что Одри должна получать от Живанши достойный гонорар за рекламу. Не предупредив ее, они подняли этот вопрос. В результате Живанши сам позвонил Одри и пообещал заплатить ей и заключить договор.
Одри ничего не поняла, а после объяснений просто разрыдалась. "Я лепетала, что ничего об этом не знала, что никого о таком не просила, что вообще не желаю разговаривать на тему денежных отношений между нами, просила оставаться моим другом, и только другом…" — писала она. Больше они об этом никогда не вспоминали. А Одри так и не простила мужу попытку вмешаться в ее отношения с другом. Они развелись.
Одри носила одежду Живанши и в обычной жизни и для самых важных событий. На свою вторую свадьбы она попросила Юбера придумать ей свадебное платье. Но Живанши ... отказался! Он сказал, что не станет шить ей свадебное платье. Одри расплакалась. Но Юбер добавил, что ...нелепо будет выходить замуж во второй раз в фате и со шлейфом, мы сделаем тебе наряд, о котором будут долго говорить"... На своей в свадьбе с итальянским врачом-психотерапевтом Андреа Дотти актриса появилась в коротком нежно-розовом платье-трапеции с воротником - стойкой. Оно стало настоящим символом своей эпохи. Этот образ копировали невесты по всему миру на протяжении многих лет.
Наряд был дополнен платком вместо фаты. Этот образ стал настоящим шоком своего времени и впоследствии символом настоящего шика.
Живанши ради Хепберн был готов на все. В 1957 году Живанши по просьбе Одри пригласил знаменитого парфюмера Франсиса Фаброна для создания аромата «Запрет» на основе мандарина, персика, фиалок, земляники, жасмина и ландыша. Она пользовалась ими три года, умоляя не пускать их в продажу хотя бы три года. Ровно через три года все женщины хотели "пахнуть, как Одри". На рекламных плакатах, конечно же, блистала его Одри. Она не взяла ни цента за рекламу от Живанши. Это была благодарность за то, что он посвятил эти духи ей. Аромат выпускается и сегодня... Только на современных плакатах уже совсем другой образ. Да и аромат, говорят, сегодня стал совсем другим.
В 1961 году на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани». Одри сыграла главную роль в картине, а Юбер сшил для ее героини маленькое черное платье. Одри назовет эту роль самой успешной, а Живанши заметит, что благодаря этому платью он "стал бессмертным".
В 1966 году выходит потрясающий фильм "Как украсть миллион". Живанши создал много нарядов для фильма, но настоящий фурор произвело кружевное платье черного цвета. Модельер дополнил этот образ эффекной вуалью у кружевными чулками. Фильму почти шестьдесят лет, но как же эффектно Одри смотрится в этом образе и сегодня. Между Одри Хепберн и кумиром всех женщин Питером О’Тул на экране происходила настоящая магия. Оба после выхода фильма стали звездами мировой величины.
Живанши был всегда с ней рядом. От него у нее не было тайн. Юбер помог ей пережить расставание с первой любовью – актером Уильямом Холденом, с которым она познакомилась на съемках "Сабрины". Она получала Оскар в платье Живанши. Когда актриса выходила замуж за актера Мела Феррера, он тоже был рядом. Когда она хоронила сына, который родился мертвым... И когда крестила сына Шона, появившегося на свет в 1960 году. Он всегда был рядом.
"...Только в его платьях я чувствую себя собой...", – говорила Одри. А Юбер писал: "...на свете нет другой такой волшебницы, как Одри, которая меняет мир просто одним поворотом головы и на экране, и в жизни..."
Юбер был рядом с Одри 42 года. Это был союз родственных душ, основанный на преданности, понимании, терпении и безграничном уважении друг к другу. Но Одри умирала.
Юбер Живанши метался, но ничего уже невозможно было сделать. На похоронах он уже не мог плакать. Он выплакал все слезы, пока Одри болела. Через несколько месяцев на могиле появятся любимые цветы Одри. Это были ландыши...
Вот такая сегодня получилась история о преданности, любви, уважении, кино, моде, костюмах, прекрасных актерах и любимых фильмах. Надеюсь, эта история Вам понравилась и Вы получили удовольствие от этой статьи. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии До новых встреч, ваш Алекс.
,