Техническая информация
Трек первой части: https://connect.garmin.com/modern/activity/12533181670
Трек второй части: https://connect.garmin.com/modern/activity/12533220846
Трек третей части, первая половина записанная на телефон: https://connect.garmin.com/modern/activity/12533238821
Трек третьей части, вторая половина восстановленная по памяти: https://nakarte.me/#m=13/55.28112/38.86414&l=O&nktl=dvWTPyNbjuu4df7Yw4jM5A
Ссылка на сайт ММБ (в том числе карты): https://mmb.progressor.ru/
Пролог
Когда у тебя сидячая работа хочется больше движения. Жизнь идет со стандартными необычностями и не хватает встряски. Именно движение и встряску дает он - московский марш бросок (ММБ).
Устройство ММБ
ММБ - это спортивное ориентирование в области, когда тебе дается карта с контрольными точками (КП), которые ты должен найти и отметиться. КП бывают двух видов: обязательные - не взятие = сход с дистанции, необязательные - не взятие = + штрафного времени к итоговому. Расстояние по прямым между всеми точкам в сумме ~85 км, но так как в реальности ты не будешь идти по прямым проходимая дистанция находится в пределах от 90 км (только обязательные КП) до 120 км (все КП). Помимо очевидных трудностей ММБ содержит еще одно, самое худшее: ты проведешь без сна больше суток. В пятницу ты просыпаешься утром, занимаешься своими делами, вечером едешь в область, начинаешь проходить дистанцию, утром в сб меняешь карты, идешь всю субботу, и только вечером в субботу, после обустройства лагеря, питания и сушки ты снова ложишься спать. Вещей с собой надо брать заметное количество, вес рюкзака в среднем варьируется от 5 до 10 кг. Еще одна вещь, к которой надо готовиться - это мокрые ноги. Ты идешь по лесам, полями и болотам, от прохождения других участников всегда образуется каша из грязи, ориентирование проходит осенью, везде дожди. Все это ставит крест на сухих ногах. Может возникнуть мысль надеть сапоги, но и здесь возникают проблемы: ты идешь между кустами, деревьями, оврагами, идет дождь - от этого всего внутрь все равно заливается вода; даже если нет идешь ты быстро, резина не дышит, ноги мокнут от пота; подошва у сапог плоская, поэтому убить себе стопы не составляет труда; вес также дает о себе знать. Лучше надеть сетчатые кроссовки, чтобы вода быстро заходила и выходила, и в любом случаи придется жить с мокрыми ногами с вечера пятницы до вечера воскресенья.
Вот такие сладости содержит ММБ. Идти на него стоит только подготовленным физически и морально людям. Я был к этому готов.
Моя команда
Конечно же идти в одиночку не дело. На таких мероприятиях всегда веселее, лучше и легче в хорошей компании. Я договорился пойти вместе с Юлей - своей знакомой, которая заметно старше меня и постоянно ходит в походы, несколько раз была на ММБ и имеет опыт. У нее имелась горелка с газом и тент, так что насчет остановки и ночевки беспокоиться не приходилось. Позже к нам присоединилась Ира - девушка немного младше меня из этой же тусовки туристов с опытом ходьбы. Меня предстояло пройти суровое испытание в компании двух дам.
Начало сказки
Конец октября становился все холоднее, чувствовалось приближения Короля Ночи. Видимо его авангард дошел до Москвы, потому что в вечер четверга, за день до начала ММБ, выпал снег. Всю пятницу он продолжал падать, Юле это очень не нравилось - она не хотела иметь мокрые ноги в снегу, поэтому, несмотря на мои доводы, решила надеть сапоги. Я днем собирался и готовился; встал вопрос с едой: какую брать. Я противник перекусов бутербродов, завареваемой в кипятке лапши и всяческих шоколадных батончиков, поэтому взял в Ашане нормальную еду в пластмассовых коробках, обернутых пленкой. Сидя в квартире, проверив все, я ждал час выхода. Пропущу часть с путем до жд платформы в области и переношусь сразу на нее. Ты выходишь из электрички на белое полотно, луна освещает лес и дорогу впереди, не хватает только воя волков для полной атмосферы. До точки старта надо было пройти километра три-четыре; снег был сухим и скользким, приходилось идти осторожно. Ночь, небо закрыто тучами, луч налобного фонаря, рассекающий тьму вокруг. В стартовом лагере стояло множество людей, случилась заминка: достаточное количество карт почему то не привезли на точку, поэтому собралась небольшая толпа в ожидании. Люди весело переговаривались друг с другом, один мужчина пожаловался мне на холодные ноги (взял слишком тонкие кроссовки), освещение места усиливалось вспышками камер. Из развлечений было взвешивание рюкзака: мне предстоит тащить с собой 9.5 кг, Юле 9.3 кг, Ира не взвесила. Около тента организаторов началось шевеление: карты принесли, люди начали получать. Мы взяли свои и наше похождение началось.
Северные земли
С самого старта Юля поддала газу и мы пошли быстро. Я просил ее не гнаться за гепардом, но получил отказ. Из-за такого темпа мне не хватало воздуха и я немного вдыхал и выдыхал через рот, из-за чего перед лицом постоянно возникало облако пара. Дорога вела нас вдоль реки к первой точке. Все участники надеялись насмотреться на золотую осень, но снег разрушил планы. Я шел и думал как теперь воспринимать окружение и кем быть, так как надеялся стать авантюристом в золотом лесу; в итоге решил, что буду викингом в скандинавских лесах. Окружение вокруг стало интереснее и веселее, хотя смотреть на него было особо некогда. И дело не только в том, что мы пешком пытались достичь первой космической скорости: тропинки по ширине были на одного человека и приходилось все время смотреть под ноги, а в дальнейшем, после 4-го КП, вдобавок, тропинки начали топтаться участниками. Хоть у меня и была карта, все полномочия капитана корабля исполняла Юля, просто потому что смотрела очень часто, активно делала расчеты и вела нас за собой. Идя за ней я чувствовал себя утенком, который идет за мамой уткой. Ну хоть думать не надо, это на самом деле плюс, потому что бессонница дает о себе знать и соображаешь ты медленнее.
По пути партнеры мероприятия создавали точки отдыха. Нет, это не были таверны с камином, столами и выпивкой: точка отдыха представляла из себя закрытый тент, под которым стоят люди и столы с горячей водой/напитком и какими то символическими закусками, в основном хлебом и нарезанными яблоками/апельсинами. На первой такой остановке, где то в районе 1-2 КП, произошел инцидент: я налил горячий напиток в руку и стоял недалеко от костра; кто то пошел дальше мимо меня и толкнул в локоть, рука резко понеслась вперед и горячий напиток вылился мне на руку. Последовали вопль, ругательство, полет кружки на снег и извинения человека. К счастью, напиток был не таким горячим чтобы вызвать что то серьезное, так что с помощью снега через минуту все прошло.
Мы прошли через автотрассу и пошли дальше на юг. Уже по виду первых двух карт было понятно, что мы будем идти в том же направлении и это будет поход между двумя жд ветками.
Я ощущал себя заметно лучше прошлого года. Была уже глубокая ночь, но спать не тянуло. Мы обходили все точки (5-14 КП) и решали задачу: на каждом необязательном КП есть азимут или расстояние до точки смены карты, надо найти точку. Мой фонарь решил усложнить задачу: из 10-12 заявленных часов работы он проработал 3 и разрядился где то в начале этого района. Как же идти дальше? Я встал между двумя девушками с фонарями и шел по их свету, за мамой уткой. Всю остальную часть ММБ мы шли без моего фонаря. В этот интервал времени проходил пик холода - 4 часа ночи - приведения холода особенно настойчивы в своем желании обнять живое. Движение - жизнь, остановка - смерть - когда я по каким то причинам ненадолго останавливался я чувствовал объятья призраков. Конечно в реальности это частота пульса начинала падать, кровь текла медленнее, начиналось остывание. Во время сбора этих точек приходилось быть внимательным чтобы выбрать лучший путь, не пойти по ложным тропам (да, другие участники начинали топтать и потом возвращались и это повышало сложность) и просто не теряться. Все, все точки собраны, место смены карт рассчитано, идем к нему. Начинает светать и теплеть, уже куча людей прошла перед нами и мы постоянно встречаем группы или одиноких искателей. Появляется сильно протоптанная и размазанная дорога и вместе с ней самый главный герой и спутник ММБ, которого я в начале надеялся не увидеть потому что вокруг снег и все замерзло - грязь. К счастью пока что она еще не очень жидкая и ее не слишком много, и твои кроссовки не тонут на земле и не приобретают еще один слой обшивки. От последнего КП до смены карт оказалось не так много и вот в сопровождении проснувшегося солнца мы добрались до места смены карт.