Найти тему

Организация системы спасательного дела на Дону (1909-1910 гг) (Макеевская центральная спасательная станция)

Что нового произошло за два последующих отчетных периода после XXXIII-го Съезда горнопромышленников юга России на Макеевской центральной районной спасательной станции? Прежде всего, в новом (1909) отчетном году сменился заведующий станцией. Новым заведующим станцией был назначен горный инженер Левицкий Дмитрий Гаврилович, до этого момента заведовавший Григорьевским рудником Екатерининского горнопромышленного общества. Левицкий окончил Горный Институт в 1901 году, годом позже «директорского» выпуска, так что все инженеры причастные к спасательному делу были ему знакомы.

Левицкий Дмитрий Гаврилович
Левицкий Дмитрий Гаврилович

Когда точно это произошло неизвестно, но на фото, размещенном в этом выпуске, запечатлён вагон с датой осмотра в феврале 1909 года и с Федоровичем «на его борту». Поэтому осмелимся предположить, что в начале 1909 года. Причины замены непонятны: почему успешного организатора и интеллектуала, сменили на, несомненно, решительного и смелого человека, но несшего ответственность за самую крупную катастрофу на Донбассе и осужденного за это? Возможно, отгадка этой метаморфозы находится в биографиях этих горных инженеров, обязательно познакомьтесь с ними в рамках этого проекта.

В 1909 году было завершено строительство и обустроено новое здание станции. В ноябре был пущен в ход завод по производству кислорода и жидкого воздуха. Машина фирмы Линде за отчетный год (с ноября 1909 по сентябрь 1910 года) работала всего 36 раз и произвела 790 м3 кислорода и 327 литров жидкого воздуха, что составляло незначительную часть от её возможности. Расчетная производительность машины составляла 5 м3 кислорода в час и 12 литров жидкого воздуха в час. Машина обслуживалась персоналом станции и даже приносила доход от продажи кислорода горнопромышленникам, так что для спасательных станций кислород был почти бесплатным.

Новое здание Макеевской центральной спасательной станции (1909 г?), по проекту А. Бекетова
Новое здание Макеевской центральной спасательной станции (1909 г?), по проекту А. Бекетова

Для доставки спасателей к аварийному руднику, содержалось 8 лошадей, для перевозки оборудования была приспособлена повозка, для людей - 2 линейки и двое саней на зиму. На дальние расстояния был приспособлен железнодорожный вагон теплушка, с оборудованием, готовый к выезду. Вагон располагался в депо нового здания станции. На XXXIV-ом Съезда было высказано пожелание о приобретении для трех станций Пульмановских (приспособленных пассажирских вагонов), даже была готовность Совета выделить 15000 рублей на их приобретение. Но их реальная цена оказалась в два раза дороже и от этой затратной идеи отказались. Но запрос на приобретение Пульмановского вагона вместо «теплушки» для Макеевской станции оставался актуальным, ещё некоторое время.

План Макеевской центральной спасательной станции
План Макеевской центральной спасательной станции

В этом же году начала работу лаборатория по анализу проб рудничного воздуха, присылаемых с рудников Донецкого бассейна. Летом 1910 года было закончено оборудование лаборатории станции, были выписаны недостающие реактивы и посуда для газовых анализов. Был приобретен аппарат Брокмана, позволяющий делать анализы на метан и окись углерода, был выписаны аппараты для наблюдения за каменноугольной пылью. За 1909/1910 отчетный год сделано 195 анализов рудничного воздуха с различных рудников. Всей этой работой занимался штатный химик-лаборант, Ювенальев Николай Иванович.

Комната для занятий
Комната для занятий

Советом Съезда признана необходимость организовать наблюдение за связью между природными явлениями и выделением гремучего газа в рудниках, для этой цели предложено устроить при станции метеорологические и сейсмические наблюдения. Метеорологическая станция II разряда (упрощенного) заработала в 1909 году. Измерительные приборы разместилии в метеорологической будке, расположенной на отвале. Производились ежедневные трехразовые замеры давления, температуры, влажности воздуха, силу и направления ветра, количество осадков, температуры земли на различных глубинах. Замеры заносились в таблицы и направлялись в Николаевскую Главную Физическую Обсерваторию и Совет Съезда.

Химическая лаборатория (1910 г ?)
Химическая лаборатория (1910 г ?)

В связи с расширением функции станции, её штат увеличился до 20 человек. В штатное расписание были добавлены должности химика-лаборанта (горный инженер), десятника, бухгалтера, разъездного десятника, машиниста, слесаря-смазчика, кочегара, еще одного кучера-конюха. При этом штат спасателей остался прежним - 9 человек (заведующий, его помощник, старший и 6 рядовых инструкторов).

Вагон "теплушка" в депо станции и команда станции в снаряжении, фото С. Уманского
Вагон "теплушка" в депо станции и команда станции в снаряжении, фото С. Уманского

Макеевской станции была вменена обязанность проводить научную работу, а также испытание аппаратов и спасательных приборов. Были проведены испытания аппарата Клодта с жидким кислородом и Аэролита на жидком воздухе. Первый был признан непрактичным, а второй вполне удовлетворительным в работе, но из-за трудностей с хранением жидкого воздуха, аппарат рекомендован как дополнительный к основным аппаратам Дрегера и Вестфалии.

7-го сентября 1910 года впервые был применен Пульмотор для оживления штейгера на Чулковском руднике, но опыт был отрицательным, ввиду запоздалого применения не дававших шансов на успех.

Вагон "теплушка" станции на выезде с командой, во главе с Левицким
Вагон "теплушка" станции на выезде с командой, во главе с Левицким

Кроме этого был на станции налажен выпуск собственных регенеративных патронов, из вещества (едкий калий и натрий), которые по-прежнему закупались за рубежом. Проводились испытания аккумуляторных ламп различных производителей, для рудников мастерская станции переделывала некоторые типы ламп, приспосабливая их к местным условиям.

Обучение на станции инженеров, штейгеров, десятников, рабочих спасательных артелей спасательному делу, было поставлено на поток. Группами по 6 человек, проходили 2-х недельный курс спасительного дела, который заканчивался 2-х часовым тестированием в дымном штреке. По окончании выдавалась удостоверение о прошедшем обучении. За 1909-1910 год прошли обучение 81 человек (часть из которых - ученики школы десятников). Годом ранее число обученных превышало сто человек.

Вагон "теплушка" станции со спасательным  оборудованием, внутренний вид
Вагон "теплушка" станции со спасательным оборудованием, внутренний вид

В сентябре 1909 года при станции была открыта школа десятников имени тайного советника В.А.Вагнера. Произведен первый набор учащихся (29 человек), которые проходили обучение, в том числе и спасательному делу. Некоторые из выпускников школы впоследствии связали свою судьбу с горноспасательным делом, например Сошников Максим Алексеевич, в будущем первый начальник горноспасательной службы в Караганде. О школе десятников расскажем в отдельном выпуске.

Кроме этого станцией оказывалось содействие групповым и рудничным станциям в обеспечении аппаратами, приборами и кислородом, в обучении рабочих спасательному делу (в том числе и совсем далеким регионам: Сибири, Туркестану и другим). В октябре 1910 года на станции прошли обучение рабочие Анжерских копей.

Заведующий и его помощник объезжали рудники с целью знакомства с горными выработками, состоянием и оборудованием спасательных артелей, поводили контрольный вызов на аварию некоторых групповых станций.

Оперативная работа за два года заключалось в следующем. В 1908/1909 отчетном году выезд на аварии осуществлялся 5 раз.

В декабре 1908 года был выезд на сильный пожар, который случился 13 числа, в районе Александровск-Грушевского на руднике Парамонова. Пожар на шахте принял угрожающие размеры. Из шахты валили клубы дыма, огонь быстро распространялся. Горел уголь в вагонетках, опасались воспламенения угольного пласта. Без работы оставалось около 1500 человек. Поэтому и были вызваны на помощь спасатели из Макеевки. По данным очевидцев их действия были не вполне успешными.

26 января 1909 года при взрыве на шахте №7 Ясиновского рудника АО Русской заводской промышленности возле Зуевки Таганрогского округа в результате взрыва погибли инженер Кивель Александр Альберт, штейгер Шапоренко Александр Васильевич и десятник Пронин И. Станция выезжала для помощи не вполне подготовленной спасательной артели. Имена погибших увековечены на памятнике первым горноспасателям на территории МакНИИ. Они не были горноспасателями, но ценой жизни предотвратили более масштабную катастрофу, вовремя выведя всех рабочих из загазованной шахты.

Самая серьезная авария в отчетном году произошла 26 июня 1909 года на шахте «Италия» (в простонародье «Итальянка») Русско-Донецкого общества. Произошел взрыв гремучего газа, скопившегося в нижнем продольном ходе в шахте, где находилось 103 горняка. В спасательных работах участвовали служащие Макеевской спасательной станции и спасательных артелей соседних рудников. Спасательные работы тормозились большой загазованностью вызванной обрушением вентиляционного хода, крутым падением уклона и плохой подготовкой спасателей. Обгоревших и обезображенных шахтеров выдавали всю ночь. Работали спасатели самоотверженно, некоторых из них вытаскивали в беспамятстве. К сожалению, не обошлось без потерь, от удушливого газа погиб один из спасателей (был ли он «кадровый» или из «добровольцев» неизвестно). В результате взрыва погибло 17 человек, 2-х тяжело- и 4-х легкораненых отвезли в больницу. Комиссию по расследованию возглавил тайный советник Вагнер. Виновными признаны: инженер - заведующий шахтой, штейгер и старший десятник.

1909/1910 отчетный год был более спокойным, было совершено 3 выезда на аварии:

- в начале сентября 1909 года один инструктор выезжал на Чулковский рудник по засыпанному породой рабочему;

- 12 сентября был выезд на рудник Яковенко (ст. Криндачевка) для тушения пожара, который был потушен до приезда спасателей;

- с 31 марта по 2 апреля команда станции производила работы по тушению и изоляции пожара на Пастуховском руднике АО Сулинских заводов.

Экспонаты Макеевской станции на выставке в Екатеринославле 1910 г
Экспонаты Макеевской станции на выставке в Екатеринославле 1910 г

В 1910 году Совет Съезда представил аппараты Макеевской спасательной станции с оборудованием 15 рабочих манекенов на Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке в Екатеринославле. В особо сделанном штреке инструктором станции демонстрировалась работа спасательного отряда с помощью аппаратов разного типа. Были представлены и отмечены аппараты Гирсберга, Дрегера, Вестфалия, пневматогены и как самые удобные аппараты с жидким воздухом. Аналогичная выставка в этом же году была проведена в Одессе.