Уже завтра я покину Ла Пас и поеду изучать боливийскую сторону Титикаки. А потом опять горы, пики, туристические тропы и, брр, холод. Эх. Но все это начнется только завтра, а сегодня давайте поговорим всё-таки о Ла Пасе.
Без преувеличения могу сказать, это один из самых интересных, удивительных городов в мире. О климатических его особенностях уже было сказано пару слов, теперь давайте вспомним лапасовцев и некоторые их привычки.
Например, только здесь можно увидеть развешанных по столбам человеческих чучел. Во всем мире подобными штуками ворон в полях распугивают, а в Боливии - воров. При этом все прекрасно понимают, что это просто элемент устрашения - Боливия, это не отсталое, застрявшее в средневековье государство, в котором реально возможен подобный самосуд.
Кстати, говорят, что воровать в Боливии считается крайне не благородным делом, поэтому здесь нарваться на ограбление шанс не очень велик (если что-то подобное случается, то любой боливиец скажет - виноваты венесуэльцы, местные жители никогда бы до такого не опустились).
Это все идет от старинных индейских заповедей предков нынешних обитателей Боливии - их многие до сих соблюдают.
Помните мою поездку на остров Такиле с перуанской стороны Титикаки? Там живет комунна потомков аймаров, в несколько тысяч человек, а никакой полиции на острове нет. И не потому что самосуд. Просто преступлений никаких там не совершается. Свод индейских законов не дураками был записан, поэтому достоин того, чтобы его соблюдали и по сей день.
****
А теперь поговорим о прекрасном. Про уникальные наряды местных красоток.
Здесь опять придется вернуться к понятию "чолитас" (не все они прыгают на ринге, не все рвут друг другу косы) и немного углубиться в историю. Буквально на один абзац.
В эпоху колонизации, пришлые в высокогорья Анд испанцы, всеми силами пытались вытравить из индейцев их самоидентичность. Лишить их прошлого, истории, религии и даже привычной одежды.
Так, например, на местных индианок надели платья европейских крестьянок. И тут что-то пошло не так… Платья местным красоткам настолько понравились, что со временем переформатировались в нечто особенное - чолу (боливийскую крестьянку) теперь ни с кем не спутаешь.
Особенно после того, как к их наряду добавились шляпы-котелки. Их завезли из Италии для мужчин, но тем они не понравились и тогда ушлые продавцы наплели про чудодейственные свойства шляп доверчивым крестьянкам…
Вуаля - теперь котелок, это атрибут одежды, без которого ни одна уважающая себя чола (чолита, это уменьшительно-ласкательный вариант, совсем недавно имевший под собой оскорбительное значение: про это я рассказывал в посте про женский чолиторестлинг), не выйдет из дома.
Что ещё входит в уличный наряд индейских девушек и женщин? Серьги, шерстяная шаль с брошью, блузка, многослойная пышная юбка, туфли и две косы, которые обычно украшены вязаными украшениями, а также связаны между собой тонкою плетенной нитью.
Вообще украшений на чолитас много - ведь они могут не бояться воров даже на улицах такого крупного города, как Ла Пас.