Найти тему
1,6K подписчиков

Сколько получают логисты? Денежная гонка за кадры набирает обороты

1K прочитали

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.

После начала локдауна резко снизилось количество вакансий и резюме со стороны именно работников. А, когда были открыты границы, произошёл массовый отток работников-мигрантов, который еще больше усугубил ситуацию на рынке.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.

И что в итоге? Сегодня по всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу всех уровней: от линейного – водителей грузового транспорта, погрузчиков, приёмосдатчиков и т.д, до управленческого, например, начальника или заведующего складом.

Кто виноват в дефиците кадров?

Молодежь отказывается устраиваться на такую работу, поэтому сейчас мы все больше видим именно возрастных сотрудников. Для водителей грузового транспорта, например, это 50 плюс и старше.

Не стоит забывать, что и недавняя мобилизация также внесла свои коррективы на рынке труда, вылившись в еще большую нехватку персонала. Например, если раньше причиной дефицита водителей грузового транспорта была непопулярность профессии, то сейчас водители массово задействованы в зоне СВО, так как именно они являются одними из самых востребованных специалистов во время призыва на военную службу. Также в связи с возникшей ситуацией в стране произошел отток кадров в другие страны.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.-2

Усугубляют ситуацию нехватки "синих воротничков" в отрасли и такие проблемы, как непрестижность рабочих профессий, отсутствие единой системы образования для обучения и для их подготовки, а также невысокий уровень заработной платы. К этому еще можно добавить непростые условия труда и ненормированный график.

Сегодня на фоне роста грузопотока продолжает расти и потребность в сотрудниках, а на рынке труда их по-прежнему не хватает, ─ поделилась директор по персоналу транспортной компании «Байкал Сервис» Татьяна Козлова.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.-3

Почему повышение зарплаты не дает результата?

С начала года сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу, например, в компании «Байкал Сервис» в среднем по России выросли на 30-40 %. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30-40%.

Дефицит кадров диктует рост оплаты труда, и сейчас сложно, например, найти водителей на грузовые машины даже на 170–200 тыс. рублей. За последние три года их зарплаты выросли процентов на 80%, и рост еще продолжится.

Из-за специфики деятельности, например, грузчиков, идет так называемая "денежная гонка". То есть сотруднику на такой должности легче проститься с текущим местом работы и перейти на место с более выгодным предложением. Или туда, где условия труда полегче, меньше нагрузка и длительность рабочего дня за те же деньги.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.-4

Поэтому повышение зарплаты не всегда является "панацеей".

В «Байкал Сервисе», учитывая имеющийся дефицит, для привлечения квалифицированных работников, стараются улучшить условия труда и предложить выгодные условия для сотрудников. Например, для удобства сотрудников организован трансфер до работы в утреннее и вечернее время на комфортабельном автомобиле, обеспечены комфортные условия труда. Так за новыми сотрудниками закрепляется наставник (его работа также оплачивается), процесс обучения проходит поэтапно, сначала работают на "лайтовых" участках, постепенно переходя к более трудоемкой работе.

Также внедрена акция "Приведи друга", за которую сотрудник может получить 10 тыс. рублей, по истечению испытательного срока вновь приведенного сотрудника. Кроме того, мы постоянно отслеживаем уровень зарплат, которые предлагает рынок и производим регулярные индексации, ведем работу по предоставлению сотрудникам дополнительного социального пакета компенсаций. При этом организуем внутренние конкурсы, где поощряются лучшие сотрудники.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.-5

У компании есть свой отдел подбора и адаптации персонала, который своими силами занимается подбором персонала по всей стране (у компании 117 филиалов, более 300 городов присутствия). Для этого используются разные ресурсы: сайт компании, социальные сети, а также местные каналы СМИ: радио и телевидение. Или, например, размещение в маршрутном такси. Кроме того, размещаем информацию на большинстве корпоративных машин.

При этом в случае нехватки кадров в каком-либо из филиалов компании в регионе привлекаются сотрудники из других филиалов на время стабилизации ситуации.

Сегодня весь рынок логистики все дальше двигается по цифровому пути, все больше ускоряясь в обмене информации между клиентами экспедиторами и перевозчиками, автоматизируя процессы. В «Байкал Сервисе» за последние годы абсолютно все процессы поменяли свой формат: от собраний и совещаний в режиме онлайн до учета грузопотоков, анализа эффективности сопутствующих услуг, типа упаковки грузов и так далее. Для этого в компании существует единая корпоративная информационная система, ориентированная не только на управление складскими процессами, но и работу/функционирование всего бизнеса в целом. И склад, и транспорт работают с одной и той же информацией, и включены в единую систему.

"Кадровый голод" в логистике проблема не новая. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии.-6

Автоматизация и цифровизация процессов только частично решают проблему нехватки необходимого персонала. Другая его сторона – это повышение требований к квалификации сотрудников, в том числе на складе. При этом специалистов с необходимыми знаниями и опытом на рынке по-прежнему нет или очень мало.

Для решения данной проблемы в компании создан Учебный центр, который разрабатывает программы специально для сотрудников разных направлений: от грузчиков, приемосдатчиков до сотрудников офиса. Обучение проходит на старте (сразу после приема на работу) для плавного введения в специальность, а также в процессе всей дальнейшей трудовой деятельности. Непрерывность обучения позволяет сотрудникам компании своевременно обновлять и получать новые знания и навыки, при этом быстро адаптироваться к меняющимся потребностям компании и всей отрасли.