Сегодня я кого-то обрадую, а кого-то огорчу.
Конституционный суд сказал своё слово в спорах по применению пункта 9 статьи 30 закона 173-ФЗ. Определение от 27 июня 2023 г. N 1689-О.
В-общем, хотим мы этого или не хотим, но данный пункт может применяться только по отношению к тем, кто право на назначение досрочной пенсии по условиям статьи 27 приобрел до 2002 года. Полное право! И теперь оспаривать это мы уже не можем (к моему великому сожалению, так как я считаю, что по статье 30 мы оцениваем не только полные, но и неполные права, то есть всё то, что заработали до 2002 года).
Что такое полное право? Давайте рассмотрим, что имеется в виду.
Все подпункты пункта 1 статьи 27, которые дают право на замену общего страхового стажа на специальный, имеют два критерия - специальный стаж (стаж на соответствующих видах работ) и общий страховой, которые должны быть приобретены до даты назначения пенсии, а в нашем случае - до 01.01.2002 года. При этом непосредственно в пункте 9 указано, что те, кто имеет право на дополнительное снижение возраста за северный стаж, тоже имеют право воспользоваться нормами замены стажа.
Для мужчин во всех подпунктах это страховой стаж не менее 25 лет, кроме подпункта 1 - назначения пенсии за наличие стажа по Списку №1 (подземные работы, особо вредные, "горячие" цеха), в котором предусмотрено снижение требуемого общего стажа на 5 лет, то есть до 20 лет. Для женщин этот критерий на 5 лет меньше по тому же принципу.
Поэтому, несмотря на наличие вроде бы и достаточного льготного стажа, сначала нам надо подсчитать общий трудовой стаж, который получился в результате трудовой деятельности гражданина до 01.01.2002 года.
Напоминаю, что правила подсчета общего трудового стажа до 2002 года в корне отличаются от правил подсчета страхового стажа, которые начали действовать, начиная с 2002 года. То есть до 2002 года в общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые включались в него по закону 340-1. Это статья 89 этого закона - работа, статья 90 - военная служба и приравненная к ней, статья 91 - обучение, статья 92 - иные периоды - больничные, уход за инвалидом 1й группы, ребенком-инвалидом или престарелым лицом, уход за ребенком до трёх лет и далее те периоды, которые и сейчас указаны в статье 12 и называются иными. И об этом дополнительно сказано в пункте 8 статьи 13 действующего 400-ФЗ - стаж для права может по выбору гражданина подсчитываться по законодательству, действующему в период его приобретения. То есть при подсчете общего трудового стажа до сих пор действуют правила его подсчета по статья 93 и 94 закона 340-1, которые предполагают помимо календарного подсчета всех периодов, льготный его подсчет в определенные периоды - армия - год за два, север - год за полтора, сезонная работа и навигация учитываются, как полный год. в блокадном Ленинграде - год за три и т.д.
И вот, если при таком подсчете общего трудового стажа набирается требуемый общий трудовой стаж, которым подкрепляется количество льготного стажа, необходимого для назначения пенсии по статье 27 во всех случаях, указанных в пункте 1 (Если Вы обратили внимание, я не написала про льготный стаж слова "полного", необходимого для назначения пенсии. Об этом чуть ниже), значит право на назначение пенсии по этому основанию и в возрасте, указанном в законе 340-1, который в последствии перенесён в статью 27, приобретено до 01.01.2002 года.
И давайте рассмотрим это на примере, чтобы Вы могли полностью оценивать свои права.
Как я уже не раз говорила, из всех пунктов статьи 27 особняком стоят подпункты 1 и 2, так как, если во всех других основаниях требуется не менее того количества льготного стажа, который указан для каждого из оснований, то по спискам 1 и 2 для назначения досрочной пенсии требуется такого стажа не менее половины. То есть, например, для плавсостава или лесозаготовок, хотите Вы этого или нет, необходимо не менее 12,5 лет льготного стажа для мужчин и 10 лет для женщин, а по списку 1 - не менее 5 лет для мужчин и не менее 3 лет 9 месяцев для женщин. Опять же подкрепленных достаточным количеством общего трудового стажа. Для списка 2 это будет, соответственно, 6 лет 3 месяца для мужчин и 5 лет для женщин.
То есть право на назначение досрочной пенсии по первым двум подпунктам наступает при наличии не менее половины от того льготного стажа, который необходим для назначения пенсии в возрасте, указанном в этих пунктах - 50 и 45 лет для мужчин и женщин по списку №1, 55 и 50 лет (мужчины-женщины) - по Списку № 2. И вот это количество стажа будет являться полным, дающим право на назначение досрочной пенсии, только со снижением возраста по правилам, определенным в законе.
Возьмём пример: мужчина отработал по списку № 1 4 года в районе Крайнего Севера. А всего на Севере 10 календарных лет и плюс 5 лет в обычном районе. Не обучался. В армии не служил, ну и такое бывает.
Стаж по списку №1 приобретенный в РКС, считается в полуторном размере, то есть мы получаем стажа по списку № 1 4*1,5=6 лет. Хватает стажа для досрочной пенсии? Да. На год даже больше. Что это даёт?Это даёт снижение возраста от 60 лет на 6 полных лет., то есть назначение пенсии в 54 года. Достаточно ли общего стажа, чтобы пенсия была назначена в этом возрасте? Считаем: 10 лет крайнего севера дали 10*1,5=15 лет общего трудового стажа. Добавляем 5 лет работы в обычных условиях уже в календарном порядке. Получаем 20 лет общего трудового стажа. Всё, досрочная пенсия заработана до 2002 года в возрасте 56 лет. И замечу, поскольку северного стажа меньше 15 лет, то дополнительное снижение возраста на 5 лет не положено.
При всем этом мы должны понимать, что для конвертации стажа и заработка до 2002 года в пенсионный капитал, который будет определять часть нашей страховой пенсии, заработанной до 2002 года, по пункту 3 (9) стаж будет подсчитываться уже в том порядке, который определен в этом пункте. То есть уже для конвертации стаж составит общий страховой 10+5=15 лет и влечет понижение полученного пенсионного капитала, так как в этмо случае он не будет составлять уже требуемые 20 лет, 15/20=0,75, А в случае расчета по пункту 9 мы получаем 4/5=0,8, то есть чуть более выгодный вариант ( в первом случае расчет пенсии ведется от 75% расчетного пенсионного капитала, а во втором уже от 80%). В обоих случаях здесь стажевый коэффициент будет СК=0,55, так как и общего страхового стажа, и специального стажа меньше требуемого. А уменьшаться вследствие неполного стажа будет величина рассчитанного пенсионного капитала.
Давайте возьмём пример посложнее. До начала работы мужчина проучился 7 месяцев, получил диплом своего ПТУ, поработал 2 месяца и призвали в армию. Два года армии. Потом небольшой кусочек работы, пусть это будет 3 месяца, и поступление в институт. Пять лет проучился, и пошёл работать. И 13 лет проработал после института, в том числе по списку № 1 9 лет с хвостиком (ну не получилось десяти).
Обучение работа, армия в двойном размере, работа, институт. Всё это будет входить в общий трудовой стаж до 2002 года, причем срочная служба как год за два. Получаем: 9 мес. +2 мес. +2*2 года армии+3 мес. + 5 лет института=10 лет уже в общем трудовом стаже. Плюсуем 13 лет работы после института и получаем 23 года. Результат: 20 лет общего трудового стажа выработано до 2002 года, при этом из них 9 полных лет по списку № 1, дающих снижение возраста на те же 9 лет, то есть назначение пенсии в возрасте 51 года заработано уже до 2002 года. То есть у такого мужчины есть полное право на конвертацию его стажа и заработка до 2002 года в пенсию с заменой общего страхового стажа на специальный. Посмотрим, что для него будет более выгодным:
1. СК=0,55 и не увеличивается, так как стаж не превышает требуемые 20 лет. Общий страховой стаж с исключением периодов обучения и учетом армии в размере год за год составит: 15 лет 5 месяцев. То есть сравнение общего страхового стажа с 20 годами даст уменьшение первоначально рассчитанного пенсионного капитала 185 мес./240 мес=0,77083.
2. Стажа по списку № 1 на 4 года больше, чем требуется для досрочного назначения пенсии по этому основанию, то есть СК=0,55+0,01*4=0,59. И понижения пенсионного капитала уже не будет. Думаю, уже всем понятно, что для него вариант расчета от стажа по списку намного выгоднее, чем от общего страхового стажа.
Как пытается перевернуть всё с ног на голову СФР?
Достаточно часто они не сравнивают общий страховой стаж с требуемыми по списку 1 20 годами, мотивируя тем, что в календарном исчислении, которое предполагает пункт 3 статьи 30, общего страхового стажа якобы меньше 20 лет. И это прямое перевирание закона. Потому что первично - это право. И если право приобретено до 2002 года, то так применять закон уже недопустимо. Если бы до 2002 года у гражданина не было 20 лет общего трудового стажа, ну, предположим, после института он отработал не 13 лет, а только 9 лет 6 мес. списка № 1, то в этом случае получилось бы, что его общий трудовой стаж до 2002 года составил бы 19 лет 6 месяцев, что уже меньше требуемых 20. В этом случае его общий страховой стаж для права должен уже считаться по новому законодательству, которое предполагает уже только календарный подсчет стажа. И тогда да, действительно, права на замену общего страхового стажа на специальный у него не появилось, а ещё к тому же общий страховой стаж до 2002 года будет сравниваться не с 20 годами, необходимыми для назначения пенсии за список № 1, а с обычными 25 годами, требуемыми для мужчин, которым пенсия назначается на общих основаниях. Но если право приобретено, то уж будьте добры, сравнивайте общий стаж с тем, который требуется в пункте-основании, а также рассчитывайте и по пункту 3 и по пункту 9 с целью выбора более выгодного варианта пенсионного обеспечения.
Иногда в решениях судов я встречаю совершенно абсурдный вывод, который СФР навязывает судьям. Это звучит так: поскольку подсчет периода срочной службы в армии, учитываемой в стаже до 2002 года, а также подсчет стажа в РКС в полуторном размере применяется для конвертации пенсионных прав по пункту 4 статьи 30, а это ведёт к уменьшению размера пенсии, то во включении в общий страховой стаж для права учёт данных периодов в льготном исчислении отказать. И вот у меня вопрос: а судьи вообще, с законодательством знакомы, или просто переписывают ересь, которую несёт представитель СФР? При чем тут стаж для права и порядок подсчета стажа для конвертации? Смотрят в рот представителям СФР, а те и рады им мозги запудрить. И ведь пишут такую бестолковость в своих решениях.
На определение того, какие права приобрел гражданин до вступления в силу закона № 173-ФЗ, выбор порядка конвертации не имеет никакого значения. Хотя бы потому, что право - это право, это - первичная штука, которая определяет дальнейшие действия именно по назначению пенсии. И сначала определяется именно это право. А уж только после того, как мы определились, когда человек имеет право подать заявление на назначение пенсии и когда пенсия ему должна быть назначена, начинаются танцы с бубнами по поводу того, как рассчитать размер его пенсии по более выгодному варианту. И вот тут закон нам говорит, что право выбора за нами, пенсионерами. Но по умолчанию считается, что эти действия должны выполнить квалифицированные специалисты органа пенсионного обеспечения и выбрать самый выгодный для нас размер пенсии. Отчасти это правильно. Далеко не каждый сможет рассчитать размер своей пенсии, учи его не учи. Да и не обязан. Поручено это сотрудникам СФР, пусть выполняют свою работу.
Но опять же должны помнить, что рассчитывать должны строго в соответствии с нормами законодательства, а не по своему внутреннему субъективному убеждению, что всем подряд считаем только по пункту 3 или 4, а из них уже выбираем. А то, что человек имеет право ещё на пункты 6 и 9, так это мы там "рыбу заворачивали".
Надеюсь, что к этому вопросу я больше возвращаться не буду. А всем досрочникам, которые ко мне обращаются, сначала считаю теперь, получили ли они право на досрочную пенсию до 2002 года или нет. И если, то уж "звиняйте, бананьев немае". Только пункт 3 или 4 от общего трудового стажа.
Всем хорошего настроения. Будем дальше грызть гранит пенсионного законодательства!